Главная · Интернет магазин · Новости · Контакты · Поиск · Карта сайтаTuesday, August 22, 2017
Навигация
Главная
Интернет магазин
Видеонаблюдение
Спутниковое телевидение
Спутниковый интернет
Библиотека
Файловый архив
Часто задаваемые вопросы
Фотогалерея
Контакты
Поиск
Проверить свободный домен
Определить тИЦ и PageRank
Организация работы инспектором ПДН по раскрытию
П л а н

Введение

1. Понятие раскрытия преступлений. Требования к организации этой работы в службах и подразделениях органов внутренних дел.

2. Организация и тактика первоначальных оперативно-розыскных мероприя-тий и неотложных следственных действий по раскрытию преступлений, со-вершённых несовершеннолетними.

3. Организация и тактика последующих розыскных мероприятий по раскры-тию преступлений, совершённых подростками.

Заключение



В в е д е н и е

Криминогенная обстановка в нашей стране остаётся напряжённой, а в ряде регионов она обострилась из-за кризисных, конфликтных и иных нега-тивных явлений. Уровень преступности несовершеннолетних практически не снижается. Долевой вклад подростков в преступность весьма существенен. В настоящее время лицами, не достигшими 18 лет, совершается порядка 8-10% всех преступлений, доля несовершеннолетних среди лиц, совершивших пре-ступления составляет приблизительно 10%. В 2000г. несовершеннолетними или при их соучастии было совершено 195,4 тыс. преступлений, в 2001г. – 185,3 тыс. (-5,1). При этом в истекшем году снизилась общая раскрываемость преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве. В 2000г. раскрываемость составляла 75,6 %, в 2001г. - 70 % (Бюл. ГИЦ МВД РФ.Состояние преступности в России).
В соответствии со ст.10 и ст.18 Закона РФ ''О милиции'' выявление и раскрытие преступлений является обязанностью всех сотрудников милиции независимо от профессиональной специализации, в пределах своей компе-тенции в соответствии с занимаемой должностью.
Министерство внутренних дел России регулярно требует сосредотачи-вать усилия всех служб и подразделений органов внутренних дел не только на работе по предупреждению преступлений и иных правонарушений со стороны несовершеннолетних, но и на раскрытии преступлений, совершае-мых подростками. Значительная роль в этой работе отводится сотрудникам ПДН ГОРОВД, на личный состав которых также возложено рассмотрение в установленном порядке заявлений и сообщений об административных пра-вонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несо-вершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная от-ветственность. (п. 2.4. Инструкции, утв. пр.МВД РФ № 569-2000г.).
Решение задачи усиления борьбы с преступностью несовершеннолет-них обеспечивается не только активной профилактической работой, но и принятием мер к быстрому и полному раскрытию преступлений. В свою очередь, своевременное раскрытие преступлений несовершеннолетних пред-полагает не только привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности, но и имеет большое предупредительное значение. Оно со-стоит в том, что несовершеннолетние преступники и их сверстники убежда-ются в неотвратимости наказания за противоправные деяния и это обстоя-тельство оказывает на них серьёзное предупредительное воздействие.

В данной лекции рассмотрим содержание понятия раскрытия преступ-лений, установленные требования к организации этой работы, первоначаль-ные оперативно-розыскные мероприятия, неотложные следственные дейст-вия и последующие розыскные мероприятия по раскрытию преступлений, совершённых несовершеннолетними

I. Понятие раскрытия преступлений. Требования к организации этой работы в службах и подразделениях органов внутренних дел.



В деятельности правоохранительных органов России понятие раскры-тия преступлений нужно рассматривать в двух значениях.
Во-первых, в оперативном смысле (в повседневном рабочем) раскры-тие преступлений представляет собой вид деятельности (процесс), осущест-вляемый органами дознания и предварительного следствия на основе зако-нодательных и подзаконных нормативно-правовых актов РФ, в пределах своей компетенции, с помощью оперативно-розыскных мероприятий и след-ственных действий, направленных на:
- обнаружение признаков преступлений;
- выявление и задержание всех лиц, их совершивших;
- установление всех обстоятельств их совершения и закрепле-ние доказательств;
- принятие мер, направленных на обеспечение наказания;
- принятие мер для возмещения причинённого материального ущерба;
- выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Во-вторых, в учётно-регистрационном смысле, когда сведения о рас-крытии преступлений представляются в статистику в соответствии с требо-ваниями, указанными в ''Инструкции о едином учёте преступлений'' от 14.12.94г. № 20-1-85/94, согласно которой преступление считается раскры-тым только в следующих случаях:
1) уголовное дело по обвинению лица, совершившего преступление, закончено производством и обвинительное заключение утверждено проку-рором с направлением дела в суд;
2) лицо, совершившее преступление, установлено, но, с согласия про-курора, по указанным в УПК основаниям, уголовное дело прекращено с ос-вобождением этого лица от уголовной ответственности;
3) уголовное дело прекращено с освобождением лица от уголовной от-ветственности по указанным в УПК основаниям вследствие изменения об-становки;
4) уголовное дело прекращено по указанным в УПК основаниям – за истечением сроков давности, вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершённое деяние или же в отношении умерше-го.
И здесь же – задержание или арест подозреваемого в преступлении лица, применение к нему иных мер пресечения, а также предъявление лицу обви-нения в совершённом преступлении не даёт оснований для учёта преступле-ния как раскрытого.
Сегодня можно с уверенностью предположить, что в ближайшее время указанная Инструкция будет обновлена в связи с изменениями в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве.



В данной лекции речь пойдёт о содержании первого значения понятия раскрытия преступлений - в оперативном смысле, т.е. об организации и так-тики этой деятельности.

В соответствии с Законом РФ ''О милиции'' и Указом Президента РФ ''О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ'', одной из основных задач МОБ и её служб является раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и рас-следование преступлений в форме дознания. (ст. 9 Закона, § 3 Положения, утвержденного Указом Президента РФ № 209-93г.) Выполнить указанную задачу возможно, как правило, в ходе проведения оперативно-розыскных и других поисковых мероприятий. Следственные же действия сотрудники МОБ, в том числе ПДН, обычно производят по письменным поручениям следователей, прокуроров или дознавателей. Лишь в особых случаях, уста-новленных законом, инспекторскому составу ПДН приходится выполнять неотложные следственные действия, о чём поговорим в следующем вопросе.

Процесс раскрытия начинается с построения и проверки розыскных и следственных версий, т.е. с предположений о том, кто мог совершить данное преступление, каковы мотивы его совершения, существуют ли соучастники преступления, где и среди какого круга лиц следует искать причастных лиц, свидетелей, очевидцев, вещественные доказательства т.д.

Органы внутренних дел, осуществляя раскрытие преступлений, свои усилия направляют на решение трёх основных задач:
1. Своевременное обнаружение признаков совершённого (готовящего-ся) преступления.
Для решения данной задачи важное значение имеет постоянное совер-шенствование оперативного обслуживания административных зон, участков, районов; повышение эффективности применения оперативно-розыскных ме-тодов и средств; ведение необходимых учётов; умелое использование дове-рительных отношений с гражданами и иной помощи представителей госу-дарственных учреждений и общественных формирований.
Необходимым условием обеспечения быстрого и полного раскрытия преступлений является своевременная и полная их регистрация независимо от тяжести и общественной опасности, решительная борьба с укрытием пре-ступлений от учёта, а также незамедлительное реагирование на противо-правные деяния в сроки, установленные уголовно-процессуальным законом (ст.140-145 УПК РФ). При этом необходимо отметить, что своевременное обнаружение признаков преступления и соответствующее реагирование обеспечивает реализацию принципа неотвратимости наказания и способст-вует снижению латентной преступности, особенно в молодёжной среде.

2. Установление и задержание лиц, совершивших преступления.
Решение этой задачи обеспечивается оперативностью реагирования на сообщения и заявления о преступлениях; постоянным взаимодействием ме-жду службами и подразделениями ОВД; качественным проведением опера-тивно-розыскных мероприятий и следственных действий на месте происше-ствия; полным использованием сил и средств заинтересованных служб, уча-ствующих в раскрытии преступлений; осуществлением глубокого анализа исходной информации для построения версий и определением комплекса мер по их проверке; активным использованием оперативно-розыскных и криминалистических учётов для установления лиц и предметов; умелым применением научно-технических средств и методов; разумным использова-нием возможностей граждан и средств массовой информации.

3. Установление всех обстоятельств совершения преступления, доку-ментирование доказательств и обеспечение условий для успешного осущест-вления расследования по уголовному делу.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ ус-тановление и фиксация всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, сбор доказательств, а также создание условий, обеспечивающих применение уго-ловного наказания либо других, предусмотренных законом мер, сотрудника-ми ОВД осуществляется с момента начала проверки поступившего заявления о преступлении до окончания расследования.

Организация работы инспектора ПДН (и др. сотрудников ОВД) по рас-крытию преступлений заключается в выполнении перечня необходимых оперативно-розыскных мероприятий, последовательность осуществления которых зависит от особенностей обстоятельств происшествия. Данные дей-ствия принято условно подразделять на 2-вида:

- на первоначальные розыскные мероприятия и неотложные следст-венные действия
и
- на последующие оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия.
Организация работы инспекторского состава по раскрытию преступле-ний на первом этапе должна быть подчинена главной цели - раскрытию пре-ступлений по ''горячим следам'' и соответствовать требованиям, установлен-ным законодательными актами и приказами МВД РФ. При этом нужно пра-вильно понимать выражение – по ''горячим следам''. В настоящее время это всего лишь условное (образное) обозначение быстрого осуществления всего комплекса розыскных и неотложных следственных действий в максимально короткие сроки – в течение 1-3 первых суток с момента совершения престу-пления. В статистических же карточках на раскрытые преступления с 1994 года эти данные (к сожалению) не указываются и официально не учитывают-ся.

Рассматривая требования к организации работы в ПДН по раскрытию преступлений, совершаемых подростками, нельзя не напомнить о том, что они содержатся в ряде приказов и указаний МВД РФ. В частности, ещё в 1993 году приказ МВД № 186 от 20 апреля обязал руководителей всех служб и подразделений горрайлинорганов внутренних дел к следующему:
а) включать в планы работы специальные разделы, предусматриваю-щие меры по укреплению взаимодействия ПДН, УР, участковых уполномо-ченных милиции, следственных подразделений и других служб в предупре-ждении и раскрытии повторных и групповых преступлений несовершенно-летних;
б) сосредоточить усилия ПДН в том числе и на работе по раскрытию преступлений в процессе проведения индивидуально-профилактических ме-роприятий;
в) поручить аппаратам УР принять неотложные меры к повышению уровня оперативной осведомленности о подростках и молодежи, причастной к подготовке и совершению тяжких преступлений, в том числе групповых; проведению целенаправленных оперативно-розыскных мероприятий по ра-зобщению преступных группировок; выявлению и разоблачению взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений;
г) расследования преступлений несовершеннолетних поручать следо-вателям (от автора - а с принятием нового УПК РФ нужно добавить – и доз-навателям), прошедшим специальную подготовку.
То есть, личному составу ПДН необходимо постоянно взаимодейство-вать с данной категорией сотрудников не только для решения вопросов по уголовным делам, но и для повышения уровня своей профессиональной под-готовленности.
Требования к организации данной работы заключаются также и в том, что на обслуживаемой территории подразделения по делам несовершенно-летних совместно с другими службами ОВД обязаны обеспечить:
1) своевременность поступления информации о подготавливаемых или совершённых преступлениях;
2) оперативное реагирование на сообщения о преступлениях;
3) активный сбор розыскной информации, представляющей оператив-ный интерес;
4) тщательную и полную проверку собираемых сведений;
5) эффективное использование оперативно-технических и криминали-стических средств;
6) надлежащее взаимодействие с другими службами и подразделения-ми.
Своевременность поступления информации о подготавливаемых или совершённых преступлениях достигается проведением разъяснительной ра-боты среди населения о необходимости немедленного сообщения в органы внутренних дел о всех преступных проявлениях, пояснениями каким обра-зом это можно сделать, обеспечением средствами связи, расширением сети автоматических телефонных аппаратов и переговорных устройств и т.д. Важность указанного требования заключается в том, что именно от этого не-редко зависят объём выявленных следов и их сохранность, установление наиболее информированных свидетелей, возможность преследования пре-ступников по их следам, принятие других мер, ускоряющих процесс раскры-тия преступлений.
Оперативное реагирование на сообщения о преступлениях играет важ-ную роль для любого этапа раскрытия и проведения каждого розыскного ме-роприятия или следственного действия. Оно обеспечивает: возможность за-держания на месте происшествия или вблизи него лиц, совершивших пре-ступление; выявление и фиксацию следов преступления и информации, спо-собствующей быстрому его раскрытию и т.п.
Активный сбор розыскной информации, представляющей оперативный интерес, весьма важен. Во-первых, с течением времени утрачиваются следы, свидетели и иные доказательства, т.е. время работает против нас. Во-вторых, в работе по раскрытию преступлений по ''горячим следам'' результаты рабо-ты, полученные в первоначальный период, часто определяют успех раскры-тия. Кроме того, максимальное и эффективное использование выявленной на первом этапе работы по раскрытию преступления розыскной информации служит базой для раскрытия или же источником получения другой более значимой информации.
Тщательная и полная проверка собираемых сведений предполагает хо-рошо организованную систему их проверки и использования. Во-первых, вся поступающая или обнаруженная информация подлежит незамедлительной передаче в полном объёме в заинтересованные службы (при необходимости – без расшифровки источника). Во-вторых, любая информация должна быть перепроверена на достоверность, для чего через начальников служб и под-разделений ОВД даются поручения заинтересованным лицам. В-третьих, подтвердившаяся информация должна быть документально оформлена и ис-пользована в качестве доказательства в соответствии с УПК РФ (в иных про-тивных случаях – её целесообразно сохранить).
Эффективное использование оперативно-технических и криминали-стических средств позволяет сотрудникам органов внутренних дел выявлять и документировать доказательства, изобличающие виновных в содеянном. Инспекторский состав ПДН обязан знать достижения современной кримина-листики, владеть специальными техническими средствами и использовать их в пределах своей компетенции. Этот вопрос слушатели изучат в специальной теме.
Надлежащее взаимодействие с другими службами и подразделениями ОВД реализовывается в следующих основных формах: взаимное информи-рование; совместный выезд на место происшествия; совместное планирова-ние и проведение поисковых и иных мероприятий; создание объединённых рабочих групп; организация единых пунктов управления, связи и информа-ции; совместное подведение итогов работы; совместное обучение сотрудни-ков и т.п. Это способствует своевременному привлечению необходимых сил и средств, целесообразному маневрированию ими для повышения эффектив-ности розыскной работы, положительным результатам в выполнении тех или иных мероприятий, достижению поставленных целей.


Итак, нами рассмотрены понятие раскрытия преступлений и основные требования к организации этой работы. Теперь можно более подробно оста-новиться на содержании первоначальных оперативно-розыскных мероприя-тиях и неотложных следственных действиях, с помощью которых инспекто-ра ПДН и сотрудники других служб во взаимодействии со следователями и дознавателями занимаются раскрытием преступлений, что и рассмотрим во втором вопросе.



II. Организация и тактика первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных действий по раскрытию преступлений, совершённых несовершеннолетними.

Ведущими подразделениями органов внутренних дел в организации раскрытия преступлений являются дежурные части, службы криминальной милиции и милиции общественной безопасности, действующие в пределах своей компетенции и в соответствии с предоставленными полномочиями, а также следственные подразделения.
Деятельность по раскрытию преступлений осуществляется в тесном взаимодействии служб и подразделений системы МВД РФ и иных правоох-ранительных органов, с активным использованием содействия государствен-ных организаций и помощи общественных формирований, отдельных граж-дан. При необходимости и целесообразности, в установленном порядке ис-пользуются средства массовой информации: телевидение, радио, печать.
Уголовно-процессуальное законодательство и приказы МВД РФ тре-буют, чтобы раскрытие преступлений осуществлялось наступательно, актив-но и целеустремлённо, в максимально короткие сроки с момента обнаруже-ния общественно-опасных деяний.
В качестве первоначальных подразумевается комплекс оперативно-розыскных мероприятий, проводимых сотрудниками дежурных частей ОВД, криминальной милиции и милиции общественной безопасности по раскры-тию преступления, осуществление которых начинается немедленно после его обнаружения или получения заявления о нём и ведётся непрерывно в те-чение, как правило, первых 3-х суток со дня поступления указанного сооб-щения. (ст. 144 УПК РФ)
Виды и характер первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных действий определяются законодательными и нормативно-правовыми актами, должностными полномочиями сотрудников ОВД и зависят от конкретных обстоятельств преступления, объёма и досто-верности имеющихся сведений о событии преступления и причастных к не-му лицах. Эти мероприятия и действия могут быть самыми различными.
С учётом конкретной направленности различают следующие первона-чальные оперативно-розыскные мероприятия:
а) поисковые мероприятия, осуществляемые в направлении вероятного движения преступников, скрывшихся с места происшествия, или в местах возможного их пребывания или появления (организация преследования по видимым или запаховым следам, прочёсывания местности, выставление по-стов наблюдения или засад и т.п.);
б) розыскные мероприятия на месте происшествия, направленные на обнаружение следов и вещественных доказательств, орудий преступления, свидетелей и потерпевших, любой информации, представляющей оператив-ный интерес;
в) мероприятия, ориентирующие на поиск и раскрытие преступления сотрудников служб и подразделений своего органа, близлежащих ГОРОВД, а также граждан, оказывающих помощь милиции на конфиденциальной осно-ве и т.п.;
г) розыскные мероприятия в местах возможного сбыта похищенных ценностей, наиболее частого появления преступного элемента;

д) мероприятия по проверке лиц, состоящих на учётах в ОВД, а также лиц, в отношении которых поступили сведения о возможной причастности их к преступлению, с активным использованием информационно-поисковых систем и других оперативно-розыскных учётов.

Работа по раскрытию преступлений, проводимая инспектором ПДН, практически всегда осуществляется во взаимодействии с сотрудниками дру-гих служб и подразделений органон внутренних дел. Хотя они и различают-ся своей компетенцией и спецификой деятельности, однако в борьбе с пре-ступностью их объединяет единство цели - полное раскрытие и расследова-ние преступлений, что определяет необходимость их взаимодействия во имя выполнения общей единой задачи.
При осуществлении мероприятий по установлению (выявлению) лиц, совершивших преступления, по "горячим следам", успех работы зависит от эффективного использования задействованных сил и средств ОВД, которые должны располагать следующей поисковой информацией:
а) о признаках внешности преступника;
б) о следах и предметах, оставленных преступником на месте проис-шествия;
в) о следах на теле и одежде преступника;
г) о способе совершения преступления;
д) о похищенном имуществе;
е) иной информации о личности преступников.
Информация о признаках внешности преступников должна содержать наиболее важные черты, характеризующие фигуру человека, его лицо, одеж-ду, походку, голос, т.е. всё то, что можно использовать в качестве примет. Описанная по методу словесного портрета информация о признаках внешно-сти используется как при организации розыска преступников, личности ко-торых не установлены, так и при розыске известных преступников, которые скрылись от следствия и суда, или бежавших из мест лишения свободы. По-терпевшим и очевидцам предъявляется фотоальбом лиц, состоящих на учете в ОВД. В необходимых случаях эксперты-криминалисты на основе показа-ний свидетелей и очевидцев составляют композиционный портрет (фоторо-бот) преступника.
Информация о следах и предметах, оставленных преступниками на месте происшествия, содержит также весьма важные поисковые признаки, использование которых не редко приводит к успешному установлению ви-новных лиц. В качестве поисковых признаков выступают особенности сле-дов взлома запоров дверей, проломов потолка, особенности орудий взлома, других предметов, принадлежащих преступникам и оставленных на месте происшествия. Особое значение имеет обнаружение стреляных гильз и пуль, следов рук и ног преступников и т.д.
Информация подобного рода концентрируется и систематизируется в дактилоскопических картотеках на лиц, из числа ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, в следотеках, картотеках фотоснимков, изъятых с мест происшествий следов рук неизвестных преступников. Для ведении следотек применяются специальные информационно-поисковые системы, основанные на использовании компьютерной техники и информационно-поисковых карт автоматизированного банка данных (ИПК АБД). Поисковые системы имеют различные названия: След-1, След-2, Папилон и т.п.

Информация о следах на одежде и на теле преступника, которые мо-гут возникнуть в борьбе при сопротивлении потерпевших, соприкосновении преступников с различными хим.ловушками и т.д., используется при органи-зации розыска и преследовании преступников по "горячим следам", в про-цессе личного сыска в местах вероятного появления подозреваемых лиц.

Информация о способе совершения преступления имеет важное значе-ние при раскрытии однородных преступлений, что позволяет установить факт совершения нескольких преступлений одним и тем же лицом. Их учёт осуществляется в виде двух параллельных картотек оперативно-розыскного учёта - на известных лиц, совершивших ранее преступления характерным способом, и на нераскрытые преступления, когда виновные лица скрылись с мест происшествий и их действия при совершении преступлений отличаются своеобразием. При розыске преступника по способу совершения преступле-ния проверяются полученные данные по информационно-поисковой системе ''Розыск'', а также изучаются имеющиеся сводки-ориентировки с целью вы-явления других преступлений, совершённых аналогичным способом.

Информация о похищенном имуществе имеет большое значение при раскрытии корыстно-насильственных и других преступлений, связанных с завладением различной собственностью. Располагая информацией о похи-щенном имуществе, сотрудники милиции получают возможность проводить оперативно-розыскные мероприятия в местах его сбыта, а также во время перевозки, пересылки и хранения.
Информация о похищенном имуществе, имеющем отличительные признаки (например, номерные вещи) концентрируется в соответствующих картотеках оперативно-розыскного учёта.

Следует подчеркнуть, что нормативные акты МВД РФ требуют уча-стия инспектора ПДН при осмотре места происшествия в обязательном по-рядке, когда имеются основания полагать, что к преступлению причастны несовершеннолетние. На личный состав ПДН возложено рассмотрение в ус-тановленном порядке заявлений и сообщений об административных право-нарушениях несовершеннолетних, а также общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголов-ная ответственность. (п. 2.4. Инструкции, утв. пр.МВД РФ № 569-2000г.).
Поэтому очень важно сразу определить признаки причастности подро-стков к происшествию. Квалифицированный осмотр места происшествия не-редко позволяет сразу заметить, что данное преступление могли совершить подростки, поскольку в ряде случаев их поведение существенно отличается от преступных действий взрослых.
Например, если взять такие распространенные преступления как кра-жи, то при их совершении у подростков нередко отсутствует та продуман-ность и последовательность, которая наблюдается у взрослых. Часто подро-стки подбирают такие объекты, куда можно проникнуть без особых усилий и затраты времени (плохо оборудованные запорами ларьки, киоски, сараи, подвалы). Проникнув в помещение, они частенько бесцельно разбрасывают различные вещи, приводят их в негодность, учиняют озорство (портят фото-карточки, портреты, пишут на стенах непристойные выражения и т.д.). Несо-вершеннолетние крадут продукты или вещи, к которым обычно проявляют повышенный интерес - сладости, красочные открытки, забавные игрушки и безделушки, марки, значки, фотоаппараты, радиоприемники, магнитолы и т.п.
В г.Обнинске неизвестные лица проникли в почтовое отделение связи через разбитое ими окно, стекло которого имело неисправные датчики ох-ранной сигнализации. Вскрыв несколько посылок, они забрали сладости и мелкие товары галантереи, а дорогостоящую обувь, шерстяные изделия и другие ценные вещи оставили. Первоначальная версия о причастности к со-бытию подростков при проверке полностью подтвердилась, и они были ус-тановлены.

В силу малоопытности подростки на месте происшествия часто остав-ляют различные следы: следы ног, рук, зубов на продуктах питания, орудия взлома и приспособления, иногда оставляют даже свои вещи и предметы.
Следовательно, необходимо знать особенности совершения преступ-лений несовершеннолетними, учитывать и использовать эти особенности в раскрытии преступлений, а именно:
- совершают, как правило, в группе;
- обычно по месту жительства, учебы, работы;
- чаще без специальной подготовки;
- обычно наиболее удобным способом;
- оставляют характерные следы;
- забывают "зачистить" место, что-то забывают на месте;
- не редко озорничают на месте совершения преступлений;
- объекты посягательства выбирают под свой детский интерес, а иное дорогостоящее не трогают;
- украденное чаще хранят по месту жительства (пребывания);
- информацию скрыть не умеют, их ''подталкивает'' желание рассказать сверстникам для самоутверждения, бравада, стремление похвастать и т.п.;
- украденными предметами обмениваются или продают по месту учё-бы, жительства;
- если даже на значительное время затаились, появится случай, когда они не удержатся и в своём окружении похвалятся о совершённом и т.п.

Разумеется, существенную роль играет время, прошедшее с момента совершения преступления. Если срок не велик и не упущена возможность срочно приступить к раскрытию преступления по ''горячим следам'', необхо-димо как можно скорее получить первоочередную информацию, которая обычно заносится в служебный блокнот и лишь после проведения первона-чальных розыскных мероприятий оформляется в виде письменных рапортов, объяснений, а после возбуждения уголовного дела - различными протокола-ми и иными процессуальными документами уполномоченными на то долж-ностными лицами.

Тактика первоначальных оперативно-розыскных мероприятий заклю-чается в следующем. Получив сообщение от граждан о совершенном престу-плении несовершеннолетними (или указание дежурного по ОВД), инспектор ПДН свои действия, как правило, согласовывает со своим начальником под-разделения и в обязательном порядке с дежурным по горрайлиноргану:
а) немедленно прибыв на место происшествия в первую очередь необ-ходимо пресечь совершаемое преступление. При этом нужно решительно пользоваться предоставленными законом правами по использованию средств передвижения, беспрепятственного входа в помещения, жилища и на зе-мельные участки в любое время суток и т.д.;
б) если виновное лицо (лица) застигнуто на месте происшествия, его необходимо задержать и доставить в орган внутренних дел (с помощью дру-гих сотрудников или лично). Если совершивший преступление успел скрыться в известном направлении, быстро попытаться настичь его, сообщив дежурному ОВД о начатом преследовании, либо организовать поиск;
в) при наличии пострадавшего от совершённого преступления - оказать ему первую доврачебную помощь и одновременно через дежурного ОВД вы-звать скорую медицинскую помощь либо отправить его в ближайшее меди-цинское учреждение, предварительно записав данные пострадавшего;
г) бегло осмотреть место происшествия и уяснить обстановку, в кото-рой произошло преступление, сориентироваться на местности или в поме-щении, особое внимание обратить на наличие следов и вещественных дока-зательств с тем, чтобы обеспечить их сохранность;
д) выяснить и записать в блокнот минимум обязательных сведений, необходимых для первоначального поиска виновных лиц, а именно:
1. Об обстоятельствах преступления: время, место, способ, мотив, ору-дия преступления, средства передвижения и т.п.
2. О преступниках: их количество, возраст, одежда, характерные при-знаки внешности, клички, манера разговора, направление их движения и т.п.
3. О похищенном: вид, количество, марка, форма, цвет, номер, индиви-дуальные особенности, стоимость.
4. О свидетелях: ф.и.о. и адреса, места возможного их нахождения, иные о них сведения.
5. О заявителях или потерпевших: ф.и.о. и адреса, наличие пострадав-ших среди них, их местонахождение и т.п.;

е) если сообщение поступило от граждан в условиях отдалённости от органа внутренних дел, обязательно любым способом доложить дежурному по ОВД о происшествии и собранные первичные сведения по пяти указан-ным пунктам (что удалось выяснить), согласовать взаимные действия и, при необходимости, попросить дополнительные силы для поиска и задержания виновных по ''горячим следам'', запросить следственно-оперативную группу (СОГ), если требуется - служебную собаку;
ж) охранять место происшествия лично или организовать охрану с по-мощью подоспевших милиционеров, внештатных сотрудников милиции, во-еннослужащих, других представителей администрации или общественности, если инспектор начинает сам преследовать преступников, пытающихся скрыться;
з) встретить членов СОГ и доложить её руководителю всю собранную информацию о событии и выполнять дальнейшие указания старшего группы с согласия дежурного по ОВД.

Тактически умелые действия на месте происшествия способствуют вы-явлению свидетелей преступления, их опросу с целью выяснения обстоя-тельств события и сведений о преступниках. При этом не рекомендуется от-пугивать их категорическими обращениями, например: ''Граждане, кто явля-ется свидетелем?''. Целесообразнее спокойно побеседовать и опросить граж-дан располагающим тоном с применением таких вопросов, как: "Скажите пожалуйста, вы видели что произошло? Вы слышали о чем они говорили, кричали? Вы сами видели (слышали) или об этом Вам кто-то рассказал и т.п. Важно не упустить время, т.к. они могут разойтись. Собранные сведения и данные об очевидцах необходимо записать в блокнот для последующего приглашения их в качестве свидетелей, а на месте действовать приходится быстро.
Так, в один из зимних вечеров в 19 час. дежурный Обнинского ГОВД майор милиции Чернов И. по телефону поручил инспектору ПДН лейтенанту милиции Гордееву А. прибыть к общежитию по ул. Курчатова д.35, где ожи-дает гр. Потапов, у которого три подростка 5 мин. назад около входа в об-щежитие попросили закурить, а получив отказ, нанесли ему побои и забрав упавшую на снег сумку ''визитку'' с деньгами и документами, скрылись. Не-медленно прибыв на место происшествия (служебная комната располагалась рядом с общежитием), инспектор ПДН выяснил у пострадавшего Потапова приметы нападавших и ''визитки'', по носимой радиостанции передал их де-журному ГОВД для ориентировки нарядов милиции. При коротком опросе гражданин пояснил, что сможет узнать нападавших и указал направление, куда они убежали. Из подъехавшего автопатруля ППС одного милиционера Гордеев оставил охранять место происшествия со следами обуви и борьбы на снегу, а Потапова посадил в патрульную автомашину и объехал террито-рию вероятного нахождения правонарушителей, доложив об этом дежурно-му. В ходе прочёсывания дворов они зашли и в видеосалон, где пострадав-ший без труда узнал трёх подростков, которые были задержаны, а при дос-мотре в их пакете обнаружена похищенная сумка с деньгами и документами. Таким образом, тяжкое преступление было раскрыто по ''горячим следам'' в течение 1 часа.

Необходимо также определить границы места происшествия, обеспе-чить ограждение и охрану его, прекратить доступ посторонних лиц. Если ме-стом происшествия является помещение, то охрана заключается в блокиро-вании входов и выходов. На открытой местности для ограждения участка, подлежащего осмотру, используются подручные средства: бечевка, ящики тары, доски, ветки и т.п., с закреплением на них полосок заметной ткани или бумаги.
Также принимаются меры для сохранности следов и других вещест-венных доказательств, в том числе от внешних осадков. Для этого использу-ются ведра, листы фанеры и другие предметы. Не рекомендуется использо-вать упаковочные материалы из-под лако-красочных материалов, химиче-ских веществ, табачных и парфюмерных изделий, т.к. возникает запаховая помеха для применения служебной собаки по следу.

Под неотложными следственными действиями подразумеваются дей-ствия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного де-ла, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ). Эти действия производятся одновременно (параллельно) с первоначальными оперативно-розыскными мероприятиями.
Начальник органа дознания (отдела внутренних дел) возбуждает уго-ловное дело и поручает производство неотложных следственных действий тому подчинённому должностному лицу, кому посчитает необходимым, т.е. может поручить и сотруднику ПДН.
С вступлением в силу с 1 июля 2002г. нового УПК РФ подследствен-ность изменилась, зависит от состава (вида) преступления, а совершено оно взрослым или несовершеннолетним значения не имеет. Кроме того, перечень вышеуказанных неотложных (первоначальных) следственных действий – не ограничивается (а ранее их было только шесть).
Как правило, сразу же производятся следующие действия:
- осмотр места происшествия;
- задержание подозреваемого;
- освидетельствование;
- обыск;
- выемки;
- допросы заявителя, свидетелей, подозреваемого,
и т. д.
Следственные действия осуществляются в строгом соответствии с нормами УПК РФ. После их производства и не позднее 10 суток со дня воз-буждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело про-курору в соответствии с п.3 ст.149 УПК РФ. Более подробно эти вопросы слушатели изучат в других темах кафедры общественных наук и юридиче-ских дисциплин.


Итак, из вышеизложенного следует, что необходимо знать особенности противоправных деяний несовершеннолетних и оставляемых ими следов. Перечень и последовательность проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных действий определяется в зависимости от обстоятельств и вида совершённого преступления. Необхо-димо учитывать и аналогичность совершаемых преступлений, опыт раскры-тия которых позволяет инспектору ПДН применять набор уже опробованных мероприятий и действий, чем также достигаются положительные результаты как на первом этапе, так и в процессе последующих розыскных мероприя-тий, которые рассмотрим в последнем вопросе.

III. Организация и тактика последующих розыскных мероприятий по раскрытию преступлений, совершённых подростками.



Из рассмотренных вопросов следует, что по прибытии следственно-оперативной группы на место совершения преступления, инспектор ПДН со-общает руководителю осмотра об обстоятельствах происшествия, о приня-тых мерах по поиску преступника, по сохранению обстановки и следов, о выявленных очевидцах, о местонахождении потерпевшего. Помогает сори-ентироваться на месте, знакомит с особенностями территории или помеще-ния, которые предстоит осматривать, сообщает какая и от кого получена ин-формация, даёт справочные сведения о работе учреждения, магазина и т.п., в котором совершено преступление, системе сигнализации, порядке охраны объекта и т.д. При этом выполняет распоряжения старшего СОГ, обычно это следователь или дознаватель, а далее с согласия дежурного по ОВД действу-ет совместно с оперуполномоченным УР, участковым уполномоченным ми-лиции и другими прибывшими сотрудниками.

Если в процессе проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных действий лицо, совершившее пре-ступление, не установлено, параллельно со следственными - проводятся по-следующие оперативно-розыскные мероприятия.
Их осуществление основывается прежде всего на результатах, добы-тых в процессе первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и не-отложных следственных действий, а также на иных данных, накопленных сотрудниками ПДН и других служб в процессе работы по раскрытию ранее совершённых преступлений конкретного вида.

Последующая работа по раскрытию преступлений проводится на осно-ве согласованных планов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. К подготовке согласованных планов привлекаются сотрудники заинтересованных служб ОВД. В плане указываются выдвинутые версии, а также конкретные лица, которые могут обоснованно подозреваться в совер-шении преступления, распределяются обязанности между исполнителями по проверке выдвинутых версий, устанавливаются сроки исполнения.
Проверка версий требует больших усилий. Поэтому не следует не-обоснованно расширять круг версий, поскольку это приводит к излишней трате времени и затягивает раскрытие преступления.
Вместе с тем нельзя допускать и другую крайность - ограничиваться выдвижением лишь одной версии. В этом случае усилия могут быть затра-чены на выявление и проверку лиц, не причастных к совершению преступ-ления, а действительные преступники окажутся вне поля зрения. Поэтому для обеспечения эффективности и качества работы следует составлять пла-ны, исходя из необходимости и возможности одновременной (параллель-ной) проверки всех обоснованных версий. Это сократит сроки раскрытия преступления, исключит повторное проведение (дублирование) одних и тех же мероприятий.
Однако возможны варианты и последовательной проверки отдельных версий, особенно когда характер оперативно-розыскных мероприятий по проверке других версий зависит от результатов предыдущей проверки.

Также планируется и осуществляется:
- информирование территориальных ОВД и органов внутренних дел на транспорте о дополнительно выявленных обстоятельствах совершенного преступления и подозреваемых лицах;
- получение дополнительной процессуальной и розыскной информа-ции путем повторного осмотра места происшествия, обследования района совершения преступления;
- проверка дополнительно выявленных лиц, возможно причастных к совершённому преступлению;
- оперативно-розыскные мероприятия в местах концентрации преступ-ных элементов и сбыта похищенного имущества;
- организация совместных и согласованных мероприятий с оператив-ными аппаратами учреждений УИН;
- активизация сотрудниками криминальной милиции оперативной разработки лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел, и т.д.

Планирование и проведение этой работы длится до тех пор, пока не будет раскрыто преступление. Поэтому план в процессе его выполнения может изменяться и дополняться. Если намеченный план выполнен полно-стью, но преступление остается нераскрытым, то разрабатываются и согла-совываются дополнительные оперативно-розыскные мероприятия.

Для сведения, по всем тяжким нераскрытым преступлениям в 10-ти дневный срок со дня возбуждения уголовного дела с санкции руководства ОВД сотрудниками УР заводяться оперативно-поисковые дела (ОПД), рабо-та по которым требует сбора и анализа значительного объёма информации.
Для раскрытия тяжкого неочевидного преступления начальником ГОРОВД может создаваться специальная группа, в которую включаются оперуполномоченный УР, специализирующийся на раскрытии данного вида преступлений или обслуживающий территорию, инспектор ПДН или участ-ковый уполномоченный милиции, а при необходимости, работники других подразделений. Такие группы действуют в тесном контакте с лицом, веду-щим расследование по уголовному делу.

Раскрытие преступления - это обычно результат коллективного труда сотрудников нескольких служб ОВД, а если оно совершено несовершенно-летними или с их участием, от своевременных и правильных действий ин-спектора ПДН зависит очень многое.
Успех раскрытия преступлений во многом зависит также от организа-ции дальнейшего получения интересующих нас сведений и незамедлитель-ного проведения последующих розыскных мероприятий и следственных действий при участии, в силу своих возможностей, других служб и подраз-делений органов внутренних дел. В этих целях инспекторским составом осуществляет следующая работа:
1) готовятся и направляются ориентировки в другие службы и близле-жащие горрайлинорганы об обстоятельствах совершённого преступления, о приметах разыскиваемых лиц и похищенных вещей. Особое значение имеют особые приметы, т.к. в большом потоке ориентировок такие приметы лучше запоминаются и используются для розыска сотрудниками других служб;
2) ведётся поиск виновных с использованием фотоальбомов подучёт-ного контингента, которые предъявляются заявителю для просмотра. При этом также используются различные картотеки;
3) с помощью потерпевшего и свидетелей составляются фотороботы, при наличии художника изготавливаются рисованные портреты, которые с текстом ориентировки направляются в горрайлинорганы, а при необходимо-сти демонстрируются жителям через телевидение;
4) отрабатываются возможные места сбыта похищенного. Нередко не-совершеннолетние обмениваются или продают украденное по месту учебы, в местах так называемых "тасовок" (сбора), на рынках, вокзалах, а имеющие уже паспорта могут сдавать похищенное в ломбарды, комиссионные магази-ны и т.д.
Кстати, в аналогичных местах и инспекторам ПДН необходимо иметь доверительные отношения с гражданами (с персоналом);
5) на причастность к совершённому преступлению проверяется поду-чётный контингент, состоящий на учёте как в ПДН, так и в других службах ОВД (в уголовном розыске, отделениях организации деятельности УУМ), особенно если имеются сведения о причастности взрослых лиц. Иногда по-ложительные результаты дают такие проверки во взаимодействии с сотруд-никами милиции близлежащих населенных пунктов, при этом учитываются и характерные способы совершения преступлений;
6) в случае обнаружения спрятанных похищенных предметов или если имеется предположение, что правонарушитель может вновь посетить объект посягательства, устанавливаются различной конструкции специальные ло-вушки (химические, радиопередающие и т.д.). При этом необходимо руково-дствоваться ''Инструкцией о порядке применения химических ловушек в раскрытии краж имущества, находящегося в государственной, муниципаль-ной, частной собственности и собственности общественных объединений (организаций)'', утверждённой приказом МВД РФ № 423 от 11.09.93г. Кроме то, организовываются засады;
7) используются возможности оперативно-розыскной деятельности со-трудников других подразделений МОБ и криминальной милиции, т.е. даются соответствующие поручения гражданам, оказывающим содействие милиции на конфиденциальной основе, применяется личный сыск, в том числе раз-личные виды опросов (гласные, негласные, зашифрованные), а также ис-пользуются более широкие возможности ОРД работников служб криминаль-ной милиции;
8) готовятся и направляются различные запросы с целью сбора необ-ходимых сведений для организации дальнейших поисковых мероприятий;

9) при необходимости, потерпевший или установленный подозревае-мый направляются на медицинское освидетельствование. Например, для об-наружения и документирования имеющихся (отсутствующих) телесных по-вреждений, следов от различных веществ и предметов, установления факта алкогольного или иного опьянения и т.д. Это в последующем влияет на ква-лификацию содеянного, полноту и объективность доказательств, а согласно ст.61-63 УК РФ свидетельствует о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание.

10) при наличии оснований и с соблюдением требований Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ № 213дсп от 5.05.93г., объявляется розыск установленных, но скрывшихся лиц, совершивших преступление. В органах внутренних дел определены 3 вида розыска: местный, федеральный и меж-дународный.
Данный перечень последующих розыскных мероприятий не является исчерпывающим и осуществляется только по согласованию с лицом, произ-водящим расследование и с соблюдением норм УПК РФ и других законода-тельных актов России.

И чтобы инспекторскому составу ориентироваться в дальнейшей рабо-те, буквально несколько слов о последующих следственных действиях.
Лицом, которому поручено производство дознания или предваритель-ного следствия, выполняется следующее:
а) составляется план совместных следственных и розыскных меро-приятий по уголовному делу. В плане дознаватель или следователь указывает выдвинутые версии и с их учётом формулирует мероприятия для себя и дру-гих сотрудников, участвующих в раскрытии преступления. Такие планы должны быть подписаны непосредственными участниками планируемой ра-боты и утверждены руководством ОВД;
б) при необходимости, для расследования наиболее сложных уголов-ных дел с разрешения руководства ОВД создаётся следственная группа. Ра-боту её членов организовывает старший группы, а контролирует вышестоя-щий начальник по подчиненности;
в) выносятся постановления о производстве различных исследований и экспертиз, которые выполняют соответствующие специалисты;
г) готовятся и направляются отдельные поручения и запросы с целью сбора необходимых сведений;
д) производятся необходимые допросы лиц, которые могут дать пока-зания по существу происшедшего события или показания иного характера, например, характеризующего кого-то, или справочного о ком-то и т.д. Орга-низовываются и осуществляются очные ставки, проверки показаний с выхо-дом на место происшествия, в некоторых случаях - повторные осмотры мес-та происшествия и т.п.;
е) принимаются меры для возмещения причинённого материального ущерба, а также по выявлению и устранению причин и условий, способст-вующих совершению преступлений, путем направления информации или внесения представления руководителям предприятий и учреждений, которые в соответствии с УПК РФ и Законом РФ "О милиции" являются обязатель-ными для исполнения;
ж) используются возможности средств массовой информации для:
- получения необходимых сведений от очевидцев и других лиц;
- выявления других преступлений и потерпевших;
- розыска и задержания виновных лиц;
- предупреждения населения об опасности;
- содействия в розыске со стороны других заинтересованных лиц и т.п.



Итак, для того, чтобы раскрывать преступления, нужно постоянно изу-чать и знать способы и иные обстоятельства их совершения виновными ли-цами, в том числе несовершеннолетними. Только на основе разностороннего изучения преступности подростков, накапливания опыта эффективного вы-полнения первоначальных и последующих розыскных мероприятий и неот-ложных следственных действий, можно правильно организовать практиче-скую работу по раскрытию преступлений, совершаемых как одними несо-вершеннолетними, так и совместно со взрослыми лицами.



З а к л ю ч е н и е


Проблемы борьбы с преступностью среди несовершеннолетних всегда отличались особой актуальностью, так как от их решения во многом зависит нравственное оздоровление общества.
Растущая распространённость тяжких, организованных, жестоких пре-ступлений в обществе в целом снижает внимание правоохранительных орга-нов и граждан к сравнительно менее общественно опасным деяниям подро-стков.
''Снисходительное'' отношение к преступлениям несовершеннолетних таит в себе между тем значительную опасность. Речь идёт не об обязатель-ном применении суровых мер наказания за их деяния, а о необходимости реагирования на факты нарушения уголовного закона. Отказ от нравствен-ной и правовой оценки преступления способствует углублению деморализа-ции личности, совершению несовершеннолетними новых, нередко более тяжких деяний.
За 4 месяца текущего года по сравнению с январём-апрелем 2001г. от-мечается рост отдельных видов правонарушений, формирующих категорию преступлений против личности: угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью – на 17,3 %, умышленное причинение тяжкого вреда здоро-вью – на 13,5 %, изнасилование – на 9,5 %. Почти каждое третье (28,2 %) оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совер-шившими преступления, каждое пятое (21,4 %) – в состоянии алкогольного опьянения, каждое двенадцатое (8,6 %) – несовершеннолетними или при их соучастии. (ГИЦ МВД РФ. Состояние преступности в России за январь-апрель 2002г.).

Преступность среди подростков является своеобразной питательной базой обновления общей преступности. Её причины корнями уходят во всё многообразие окружающей действительности, которая сегодня весьма слож-ная и тяжёлая.
Очень важно регулярно анализировать состояние преступности несо-вершеннолетних на обслуживаемой территории и принимать соответствую-щие меры реагирования, что будет подробно рассматриваться в других те-мах. Необходимо отслеживать количество совершённых ими преступлений, структуру, уровень, динамику. Изучать время, место, характер и способы со-вершения преступлений, выявлять места, наиболее поражённые такими дея-ниями. Все эти данные следует рассматривать и использовать для раскрытия преступлений не изолированно, а в связи с общим количеством совершённых нераскрытых и раскрытых преступлений.
Одной из основных задач раскрытия преступления, как было отмечено, является установление и задержание лиц, его совершивших. Однако решени-ем этой задачи еще не достигаются цели быстрого и полного раскрытия пре-ступления. Так, не могут быть отнесены к числу раскрытых те преступления, по которым хотя и выявлены лица, их совершившие, однако отсутствуют до-казательства, достаточные для изобличения этих лиц, не установлены все об-стоятельства совершённого преступления, не все выявлены соучастники, подстрекатели и т.д., в том числе взрослые. Именно поэтому инспектора ПДН (и другие сотрудники) на всех этапах этой деятельности должны осу-ществлять оперативно-розыскные мероприятия и неотложные следственные действия (в пределах своей компетентности), направленные на обнаружение признаков преступления, установление и документирование всех обстоя-тельств его совершения, выявление и изобличение всех лиц, причастных и виновных в происшествии, а также на обеспечение наказания всех виновных в соответствии с Законом, принятие мер для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, и возмещение при-чинённого материального ущерба потерпевшим.
Гость
Полезные ссылки:
Красивые заставки

Виктория Боня - Victoriya Bonya

Виктория Боня - Victoriya Bonya
Copyright X-COM Company © 2011

Rambler's Top100