Главная · Интернет магазин · Новости · Контакты · Поиск · Карта сайтаTuesday, August 22, 2017
Навигация
Главная
Интернет магазин
Видеонаблюдение
Спутниковое телевидение
Спутниковый интернет
Библиотека
Файловый архив
Часто задаваемые вопросы
Фотогалерея
Контакты
Поиск
Проверить свободный домен
Определить тИЦ и PageRank
§ 2. Краткая характеристика криминологически значимого учета и отчетности

В настоящее время в России учет и отчетность правоохранительных органов и судов являются достаточно развитыми. Учитываются преступления, лица, уголовные дела на основе документов первичного учета (статистических карточек), обрабатываемых на ЭВМ. Наряду с этим существует первичный учет осужденных в судах, объем которого несколько меньше. Есть также государственная и ведомственная отчетность органов внутренних дел, налоговой полиции, прокуратуры и судов, раскрываемая почти в 70 формах.

Единый учет преступлений в нашей стране в опытном порядке вводился в 30-е годы, но фактически был оформлен в 60-е. В середине 50-х годов появились первые более или менее системные попытки регистрации не только уголовных дел и осужденных, как это было раньше, но и преступлений. Их учет утвердился в 1961 г. после вступления в силу нового уголовного законодательства. В 1965 г. была принята первая инструкция о едином учете преступлений, которая трижды переиздавалась с существенными дополнениями и изменениями, а в 1998 г. после принятия УК РФ утверждена новая инструкция. Однако основная суть единого учета преступлений, действующего более 35 лет, остается практически неизменной.

Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел. Система учета основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, их совершивших, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения, а также на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Упомянутая корректировка допускается лишь в пределах года, являющегося законченным отчетным периодом.
Правила единого учета распространяются на все правоохранительные органы, имеющие право на возбуждение и расследование уголовных дел: органы прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы и других, за некоторыми исключениями, связанными со специфической деятельностью. Это касается ФСБ, военной прокуратуры и суда (по делам частного обвинения). Преступления, по которым следствие и дознание производятся органами безопасности и военной прокуратуры, первичный учет и регистрация преступлений осуществляются на общих принципах, но только этими органами (т.е. сведения о преступности за их пределы не выходят). Это делает учет преступлений неполным.

Первичный учет преступлений осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек):
— на выявленное преступление (Ф. 1);
— о результатах расследования преступления (Ф. 1.1);
— на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (Ф. 1.2);
— на лицо, совершившее преступление (Ф. 2);
— о движении уголовного дела (Ф. 3);
— о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (Ф. 4);
— о результатах рассмотрения дела в суде (Ф. 6).

Заполнение карточек (или внесение аналогичной информации на магнитные носители) осуществляется по месту возбуждения уголовного дела, ведения следствия и дознания. А регистрация преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности в целом осуществляют только органы внутренних дел.

Учет преступлений ведется путем заполнения карточки на выявленное преступление (Ф. 1). Она и углубляющая ее карточка о результатах расследования преступления (Ф. 1.1) содержат более 300 социальных, криминологических, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, организационных и иных юридически значимых признаков в текстуальном изложении, а также в кодах для возможного Использования на ЭВМ. Кроме этого, в карточках применяются методы сжатия информации, позволяющие умножить число отражаемых признаков. Скажем, в п. 19 (он же код) формы 1 указывается один признак «место совершения преступления» с добавлением (по справочнику № 2). А в этом справочнике приводятся 105 признаков, уточняющих Место совершения преступления. В статистических карточках Ф. 1 и Ф. 1.1 используются десять справочников из имеющихся 13: (№ 1) — Классификатор отраслей хозяйства, содержит 286 признаков; (№ 2) — Место совершения преступления — 105 признаков; (№ 3) — предмет преступного посягательства или преступного оборота — 103 признака; (№ 4) — оружие, боеприпасы и взрывчатые материалы — 60 признаков; (№ 5) — национальность — 130 признаков; (№ 6) — страны (государства) — 208 признаков; (№ 7) — валюта — 50 признаков; (№ 8) — наркотические и сильнодействующие вещества — 96 признаков; (№ 9) — социальное положение — 22 признака; (№ 10) — должностное положение потерпевших и лиц, совершивших преступления — 48 признаков; (№ 11) — организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта — 54 признака; (№ 12) — способ совершения преступления — 29 признаков; (№ 13) — источник информации — 29 признаков. Статистическая информация может быть расширена также путем наложения кодов. Своеобразным справочником является УК РФ. В форме 1 в п. 13 (он же код) отмечается квалификация преступления, которая кодируется по статьям Особенной части УК РФ, а их 256 наименований. Аналогичный метод применен и в других статистических карточках.

Таким образом, общее число сведений о выявленном и раскрытом преступлении, которые отражаются в статистических карточках, содержит около 1500 признаков, текстуальных и закодированных для работы как вручную, так и на ЭВМ. В этих карточках мы можем найти краткое описание преступления, его квалификацию и категорию, место, способ, орудия и средства совершения деяния, объект (отрасль, сфера) и предмет посягательства, характеристику лица (группы) совершившего деяние, мотивы преступления, материальный ущерб, кем выявлено и расследовано деяние, движение дела и т.д.

Учет лиц, совершивших преступления. Учету подлежат все лица, совершившие преступления, в отношении которых утверждено обвинительное заключение, либо санкционировано направление протокола с материалами в суд или передача материалов для применения мер общественного воздействия без возбуждения уголовного дела. Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены, либо в возбуждении уголовного дела отказано в связи с истечением сроков давности, вследствие акта амнистии или помилования, в отношении умершего обвиняемого, в связи с изменением обстановки и по другим нереабилитирующим основаниям.

Статистическая карточка на лицо, совершившее преступление (Ф. 2), и статистические карточки на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (Ф. 1.2), отражают более 200 признаков личности, текстуальных и закодированных. Л с учетом использования кодов справочников (сжатые сведения) и Особенной части УК РФ — около 1500.
Учет уголовных дел производится на основании карточек на выявленное преступление (Ф. 1) и движение уголовного дела (Ф. 3). Путь прохождения этой карточки такой же, как и других. Объем признаков, отражаемых в карточке Ф. 3, составляет около 60, среди которых есть и криминологически значимые сведения.
К рассмотренным документам первичного учета близко примыкает статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятии предметов преступной деятельности (Ф. 4), где учитывается сумма и характер ущерба, его погашение, изъятие имущества (денег, товаров, иностранной валюты, драгоценных металлов, камней и алмазов, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.). Информационный объем этой формы составляет около 600 единиц.

В итоге наша правоохранительная система собирает огромное количество первичных сведений о совершенном преступлении, правонарушителе, движении уголовного дела и деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Общий объем информации составляет около 3500 единиц. В США более или менее полные сведения собираются только о восьми индексных преступлениях, отслеживаемых на федеральном уровне. Сведения о других деяниях, личности преступников, движении уголовных дел и причиненном ущербе, судя по Руководству по составлению единой формы отчетности о преступлениях (Uniform Crime Reporting Handbook), крайне скудные. Более детальная криминальная статистика в Германии, Японии и некоторых других странах.
Сведения, собираемые на основе первичных документов и других материалов, обобщаются почти в 70 формах государственной и ведомственной статистической отчетности. Они имеют важное криминологическое, а также уголовно-правовое, уголовно-процессуальное, криминалистическое, пенитенциарное, организационно-управленческое значение. Эта фактическая база обеспечивает решения многих научно-. практических криминологических задач.

Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов, представляемая МВД России в Госкомстат России, состоит из пяти форм:
1. Отчет о зарегистрированных, раскрытых и не раскрытых преступлениях (Ф. № 1).
2. Единый отчет о преступности (Ф. № 1-Г).
3. Отчет о лицах, совершивших преступление (Ф. № 2).
4. Отчет о следственной работе (Ф. 1E).
5. Отчет о работе прокурора (Ф. П).

Учет судимости в судах всех уровней, как правило, строится на основе уже известных нам статистических карточек на уголовное дело, подсудимого, гражданское дело и т.д. Основным и криминологически важном первичном документом учета является статистическая карточка на каждого подсудимого, в которой отражаются:
1) сведения о подсудимом (фамилия, имя, отчество, пол, возраст, гражданство, местожительство, образование, род занятий, занимаемая должность, судимость и др.);
2) сведения о преступлении (характер, стадия совершения, рецидив, число соучастников, состав преступной группы, место совершения, отрасль хозяйства и форма собственности объекта посягательства и др.);
3) сведения о приговоре, определении, постановлении (результат рассмотрения дела, основная и дополнительная квалификация деяния, вид и мера основного и дополнительного наказания и т.д.);
4) сведения о кассационном рассмотрении дела, где указываются решения кассационной инстанции.

Карточка на подсудимого содержит более 800 юридически и криминологически значимых признаков, обозначенных текстуально и путем кодирования, что позволяет использовать их при машинной обработке. Если учесть, что каждый из признаков может быть соотнесен с любым другим, то информация о подсудимом может быть многократно расширена.

Государственная статистическая отчетность судов первой инстанции включает в себя: отчеты о работе по расследованию уголовных (Ф. № 1), административных (Ф. 1-АП), гражданских (Ф. № 2) дел, по исполнению приговоров и решений (Ф. № 4). В них отражается количество и характер судебных дел, рассмотренных судом, сроки их рассмотрения, характер приговоров и решений, сумма материального ущерба, его возмещение и другие показатели судебной деятельности.
Особую криминологическую ценность содержат отчеты (Ф. № 10) о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах наказания (Ф. № 10.1), особенностях применения уголовного наказания (Ф. № 10.2), мерах наказания по наиболее тяжкому преступлению (Ф. № 10.3), а также отчеты о составе осужденных, месте совершения преступления (Ф. № 11), о судимости по отдельным отраслям хозяйства (Ф. № 11а, полугодовая), об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте (Ф. № 12). Некоторый криминологический интерес может представлять отчетность о работе нотариальных контор, органов записи актов гражданского состояния, коллегии адвокатов, судебно-экспертных учреждении системы юстиции.

Эффективность любой деятельности существенно зависит от качественно-количественных показателей ее информационного обеспечения и быстроты их получения. Поэтому проблеме информатизации различных аспектов юридической деятельности ныне уделяется самое серьезное внимание. Средства быстродействующей вычислительной техники, связи и информатики используются в правотворческой, правоприменительной и правоохранной деятельности. Особое внимание уделяется компьютеризации системы уголовной юстиции. Восьмой конгресс ООН о предупреждении преступности и обращении с правонарушителями (Гавана, 1990 г.) принял специальную резолюцию «Компьютеризация уголовного правосудия», девятый конгресс ООН (Каир, 1995 г.) организовал международный семинар-практикум по данной проблеме.

Исходя из задач криминологии, необходимо хотя бы кратко раскрыть характеристику автоматических информационных систем (AИC) статистического учета и отчетности правоохранительных органов. В настоящее время в России идет интенсивное создание единой (от уровня горрайлинорганов, отделений милиции до федеральных учетов ГИЦ) стройной системы информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел и правоохранительных органов в целом. В МВД внедрено около 300 локальных вычислительных сетей и 50 территориально распределенных информационных систем с доступом к банкам почти с 4 тыс. автоматизированных рабочих мест. Всего в машинном контуре ежегодно обрабатывается свыше 150 млн. документов, могущих иметь отношение к криминологии.

Кроме информационных центов МВД, ГУВД, УВД, которые оснащаются ЭВМ большой мощности, для обработки статистики и ведения централизованных учетов идет активное внедрение вычислительной техники в городские, районные подразделения органов внутренних дел. Компьютеризация органов внутренних дел внесла коррективы и в обработку статистической информации. Нормативно это закреплено в инструкции о едином учете преступлений. Вся технология заполнения, представления документов первичного учета проработана с учетом возможностей их дальнейшей автоматизированной обработки, о чем говорилось при рассмотрении карточек первичного учета. Ныне по согласованию с прокурором республики, края, области учет преступлений и лиц, их совершивших, может осуществляться в учетно-регистрационных подразделениях с использованием средств вычислительной техники и связи.

Статистические карточки заполняются и представляются в учетно-регистрационное подразделение, где они переводятся на магнитные носители и формируются в статистическую отчетность о преступлениях, лицах, их совершивших и другие показатели. Аналогичным образом строятся АИС учета и отчетности в налоговой полиции, таможенной службе, прокуратуре и судах.

В ежегодных российских статистических сборниках «Преступность и правонарушения» представлено несколько разделов, в которых приводятся данные за последнее пятилетие. В разделе «Общая характеристика преступности» отражаются сведения о зарегистрированных преступлениях, лицах, их совершивших, в абсолютных показателях и в расчете на население. Они распределяются по субъектам Федерации, степени тяжести, по наиболее распространенным группам деяний, по признакам личности и другим критериям. В разделе «Отдельные виды преступлений» дается статистическая характеристика умышленных убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, изнасилований, хулиганств, разбоев, грабежей, краж и других опасных деяний. В разделе «Общая характеристика судимости» представлены сведения о судимости, осужденных, мерах наказания как в целом, так и по отдельным опасным видам преступлений. В следующих разделах даются подробные сведения об аварийности на транспорте и состоянии пожарной безопасности. Статистические данные с 1997 г. публикуются по системе УК РФ. В различных разделах сборника приводятся краткие сведения о преступности и ее отдельных группах и видах по странам СНГ. В последние годы появились аналитические работы, в которых состояние преступности в России исследуется за длительный период времени и в сопоставлении с данными о преступности в других странах и в мире в целом (См.: Изменения преступности и России / Под ред. А.И. Долговой и др. М., 1994; Лунеев В.В. Преступность XX пека: мировые, региональные, российские тенденции. М., 1997).

Открытость статистических сведений о преступности и судимости позволяет широко использовать методы юридической статистики для анализа актуальных криминологических и смежных с ними проблем борьбы с преступностью и правонарушениями на основе не только опубликованных данных, но и всех других статистических материалов.
Надежность криминологических показателей имеет важное значение в криминологических исследованиях.
Статистические отчеты, в которых раскрывается деятельность правоохранительных органов, судов, других юридических учреждений (о следственной работе, прокурорском надзоре, судебном рассмотрении дел, о судимости, осужденных, мерах наказания), как правило, относительно полно отражают фактические реалии, хотя нельзя исключить статистических элементов приукрашивания той или иной деятельности. Тем не менее сведения этих отчетов более или менее надежны.

Надежность статистических показателей существенно снижается при отражении действительного состояния преступности и реального контроля над ней со стороны правоохранительных органов. Дело в том, что в СССР, России и других постсоветских странах, к сожалению, не было надежных показателей о состоянии преступности и борьбе с ней: преступность осознанно статистически занижалась, а контроль за ней статистически завышался. Нынешнее положение дел в этой области стало еще более угрожающим.
За последние четыре-пять лет, несмотря на углубляющийся социально-экономический кризис, обнищание народа, невыплаты заработных плат и пенсий, рост безработицы, при очевидном беспределе во всех сферах деятельности, криминализации всех общественных, экономических и даже политических оснований, повсеместной коррупции, крупных организационных, кадровых, профессиональных, материально-технических недостатках в самих правоохранительных органах в России снижается уровень учтенной преступности и растет раскрываемость преступлений. Темпы прироста преступности за 1992—1998 гг. сократились более чем в 50 раз. Наряду с этим увеличивалась раскрываемость преступлений с 46,9 до 73,2%.

Аналогичных тенденций не регистрируется даже в благополучных экономически развитых демократических странах с хорошо обученной и обеспеченной полицией. По данным Четвертого обзора ООН о тенденциях преступности, ее средний уровень в мире растет 5% в год. Подобные тенденции регистрируются в европейских странах. Раскрываемость преступлений в США за последнюю четверть века не превышала 21-22%, в Англии - 32-40%, в Германии - 45-46%, в Японии - 60%. Таким образом, и по темпам снижения преступности, и по уровню раскрываемости преступлений кризисная Россия оказалась впереди этих развитых государств. Это может быть лишь результатом статистических манипуляций.

Руководство МВД и Генеральной прокуратуры РФ признает, что в России в последние годы совершается около 10—12 млн. преступлений (См.: Российская газета. 1997.18 февр.), тогда как регистрируется около 2,5 млн. Тем не менее официально докладывается о снижении уровня преступности и росте ее раскрываемости (См.: Российская газета. 1997.28 нояб.).

Проблема объективности этих показателей является сложной не только для России, но и для других стран мира.

Оценивая зарегистрированную преступность и официальные данные о раскрываемости преступлений, а также другие результаты борьбы с преступностью, необходимо сознавать степень их надежности. При наличии сомнений уточнение официальной статистической отчетности можно осуществить с помощью выборочных исследований, в том числе и выборочного изучения виктимизации граждан, о чем подробно говорилось при анализе латентной преступности.

Гость
Полезные ссылки:
Красивые заставки

Jennifer Lopez - Дженнифер Лопез

Jennifer Lopez - Дженнифер Лопез
Copyright X-COM Company © 2011

Rambler's Top100