Этот вид криминологического прогнозирования имеет особое значение в практической
реализации одного из важных аспектов уголовной политики - своевременного определения
круга деяний, которые должны признаваться преступлениями.
Из уголовного права известно, что преступление - деяние общественно опасное,
т.е. причиняющее существенный вред личности, ее правам и свободам, собственности,
общественному порядку, общественной безопасности, окружающей среде, конституционному
строю и другим отношениям. Общественная опасность - основной объективный признак
преступления. Однако никакое социально вредное поведение не считается преступным
до тех пор, пока оно не будет признано таковым государством в строго установленном
порядке. Еще древними было установлено: "Nullum crimen sine lege"
(нет преступления без закона, т.е. если закон его не предусматривает). Признание
деяния преступлением - второй основной признак преступления, но признак
формальный и, можно сказать, субъективный, так как в конечном итоге признание
реального общественно опасного деяния преступным или нет зависит от мнения людей,
осуществляющих законодательную деятельность.
Процесс признания определенных видов деяний преступными и уголовно наказуемыми
именуется криминализацией. Ее понятие, основания, условия и возможности
были относительно полно разработаны социологией уголовного права (См.: Основания
уголовно-правового запрета. Криминализация и декриминализация / Под ред. В.Н.
Кудрявцева и A.M. Яковлева. М., 1982). Криминологический аспект криминализации
связан с выявлением, анализом и прогнозированием развития новых общественно
опасных деяний в целях их своевременного возведения в ранг преступления.
В прагматическом обществе, становление которого декларировано в нашей стране,
между социологическими и криминологическими данными, с одной стороны, и уголовным
правом (законодательством) - с другой, если они не идеологизированы, не политизированы
и не догматизированы, не может быть непримиримых противоречий. Когда социология
и криминология, объективно (!) отражая криминальную реальность, свидетельствуют
о каком-то новом общественно опасном явлении, которое не контролируется действующим
законодательством и не вписывается в привычные уголовно-правовые схемы, то прагматическая
уголовно-правовая наука и законодатель, если они действительно озабочены общественной
безопасностью, на вызовы криминальной реальности должны адекватно, своевременно
и цивилизованно реагировать.
В реальной жизни процессы криминологического, социологического и уголовно-правового
осознания новых общественно опасных деяний в силу множества объективных и субъективных
причин имеют разные "скорости". Поэтому криминализация деяний может
быть опережающей, своевременной и отстающей.
Опережающая криминализация строится на относительно надежном
прогнозе законодателя о том, что такие-то действия (бездействие) в ближайшем
будущем или с наступлением определенной ситуации могут стать общественно опасными,
а следовательно, они должны быть заблаговременно криминализированы.
Во время принятия УК РСФСР 1960 г. не было войны, но в разделе "Воинские
преступления" было предусмотрено до 20 квалифицированных составов преступлений,
совершение которых в военное время наказывалось бы более строго. Кроме них были
предусмотрены специальные виды воинских деяний, совершение которых возможно
только во время войны: сдача или оставление противнику средств ведения войны
(ст. 261), самовольное оставление поля сражения или отказ действовать оружием
(ст. 263), добровольная сдача в плен (ст. 264) и др.
В УК РФ 1996 г. таких составов и видов деяний не предусмотрено, но в основополагающей
ст. 331 раздела "Преступления против военной службы" говорится, что
уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные
в военное время либо в боевой обстановке, определяются законодательством Российской
Федерации военного времени.
Своевременная криминализация также строится на относительно надежном
прогнозе о том, что развитие общественных отношений в заданном направлении превратит
отдельные и малозначительные действия (бездействие) в массовые тяжкие и особо
тяжкие деяния. Примером может служить абсолютное большинство преступлений в
сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ), некоторые из которых были
криминализированы в период перестройки при дополнении и изменении УК РСФСР 1960
г.
Запоздалая криминализация деяний осуществляется под давлением
общественно опасных реалий, когда дальнейшее затягивание процесса ее осуществления
грозит серьезными последствиями для личности, ее прав, экономики, безопасности
и других общественных отношений. Примером может служить неоправданное затягивание
криминализации организованной преступности, которая произошла носче десятилетних
споров и ожесточенной политической борьбы вокруг этой чрезвычайно актуальной
проблемы. И это при наличии огромного опыта борьбы с организованной преступностью
в других странах, убедительных рекомендаций ООН, общего "беспредела"
и других важных оснований. России, видимо, нужно было пройти через собственную
большую кровь, через доминирование теневой экономики, криминальный захват общенародной
собственности преступными кланами и общенациональный страх, чтобы начать осознавать
организованную криминальную деятельность, как тяжкую и особо тяжкую преступность.
Аналогичная ситуация складывается с криминализацией коррупции и других общественно
опасных явлений последних лет.
При изучении преступности мы говорили о двух основных ее тенденциях: абсолютного
и относительного роста; отставания контроля над преступностью (общественно опасной
деятельностью) от ее качественно-количественных изменений. Запоздалая
криминализация деяний - одна из главных составляющих в тенденции отставания
социально-правового контроля над преступностью от ее неблагоприятных изменений.
Такое отставание наметилось во второй половине текущего столетия, когда особо
интенсивно стал увеличиваться уровень преступности за счет новых деяний, являющихся
следствием научно-технической, информационной, экономической, сексуальной и
прочих революций, который накладывался на одновременно развивающиеся гуманистические
устремления народов. Эти два процесса: негативный (рост преступности) и позитивный
(гуманизация жизни) далеко не всегда согласовывались в праве как по времени,
так и по содержанию. Подобное рассогласование было особо значительным в нашей
стране с середины 80-х годов.
Криминализация - наиболее сложный вид криминологического прогнозирования. Предыдущие
виды прогнозирования опирались на официальные данные статистического наблюдения,
а при их неполноте - на сведения специально организованных статистических и
социологических наблюдений. Официального учета и отчетности о некриминализированных
общественно опасных действиях и бездействии фактически не существует. Проведение
специально организованных статистических наблюдений этих явлений также затруднено.
Тем не менее эти действия (бездействие) объективно существуют и их обобщение
и анализ возможны. Особое значение при прогнозе тенденций общественно опасных,
но криминализированных явлений имеет направленность развития общества, криминальный
опыт других стран, переживающих аналогичные проблемы, мировой опыт.
Конкретные методы прогнозирования те же: экстраполяция, экспертные оценки,
моделирование. Но их фактическое наполнение также несколько иное.
|