Главная · Интернет магазин · Новости · Контакты · Поиск · Карта сайтаTuesday, October 24, 2017
Навигация
Главная
Интернет магазин
Видеонаблюдение
Спутниковое телевидение
Спутниковый интернет
Библиотека
Файловый архив
Часто задаваемые вопросы
Фотогалерея
Контакты
Поиск
Проверить свободный домен
Определить тИЦ и PageRank
§ 1. Понятие, цели, система и принципы предупреждения преступности

В процессе своего исторического развития человечество использовало два основных способа противодействия преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества, государства: наказание за совершенные преступления и предупреждение преступлений (Понятие "предупреждение преступлений" и "предупреждение преступности" используются в данной главе как взаимозаменяющие. При этом о предупреждении преступлений говорится в случаях, когда надо подчеркнуть конкретику этой деятельности, ее направленность на ограничение числа совершаемых преступлений, в сумме составляющих преступность. О предупреждении же преступности говорится тогда, когда речь идет об упреждении развития этого явления в целом. Иными словами, наша терминология зависит от направленности анализа "снизу вверх" (от преступления к преступности) или "сверху вниз".).

Но несмотря на неоспоримое значение справедливого, своевременного и неотвратимого наказания преступника для сдерживания преступности и обеспечения общественного спокойствия (О целях наказания преступников см. ст. 43 Уголовного кодекса РФ 1996 г. Причем, для современной трактовки направленности уголовно-правовой борьбы с преступностью характерно то, что законодатель подчеркивает ее включенность в систему предупреждения преступлений (см. ст. 2, 43 УК РФ). О месте уголовно-правового предупреждения преступлений (преступности) будет сказано ниже.), по мере развития человеческой цивилизации все более укреплялось осознание того, что именно предупреждение преступности (преступлений) - наиболее перспективный способ борьбы с этим явлениям, многократно умножающем "издержки" общественного прогресса. Уже великие просветители XVIII в. сформулировали положения о том, что хороший законодатель должен заботиться не столько о наказании за преступления, сколько о том, чтобы их предупредить и прежде всего путем улучшения нравов (Монтескье, Беккариа); о том, что предупреждение преступления должно быть истинным содержанием юстиции цивилизованного общества (Вольтер). Справедливость этих положений подтверждали и последующие поколения теоретиков и практиков борьбы с преступностью.

Три основных момента убеждают в приоритетности предупреждения преступлений (преступности). Во-первых, упреждающий характер: не дать совершиться злу всегда лучше для возможных жертв посягательств (как и для общественного спокойствия и безопасности в целом), чем карать за уже содеянное. Во-вторых, эффективность: противодействуя совершению конкретных преступлений и их определенных групп (видов), государство и общество воздействуют на самую почву, на которой они возникают, следовательно, не дают и в дальнейшем возникнуть сходным преступлениям. В-третьих, огромная экономия ресурсов общества за счет уменьшения его непроизводительных "издержек". Расчеты показали, например, что предупреждение только одного убийства предотвращает экономический ущерб на сумму около 1,5 млн деноминированных руб., не говоря уже об ущербе для воспроизводства населения, воспитания детей, обороноспособности страны и т.д.; полностью экономически и социально оправданно содержание должностного лица, наделенного предупредительными функциями, если он ежегодно будет удерживать от преступлений хотя бы двух несовершеннолетних.

Несмотря на сложность современной ситуации в нашем обществе, наличие в нем кризисных явлений, продуцирующих причины и условия преступности, оно сохранило мощный антикриминогенный потенциал. Его реализация связана в первую очередь с предупреждением преступности.

Характеризуя предмет криминологии, авторы учебника рассмотрели в общих чертах понятие предупреждения преступности. Исходя из этой базовой характеристики, дадим теперь детализированное определение.

Предупреждение преступности - многоуровневая система мер и осуществляющих их субъектов, направленная на: а) выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий; б) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений; в) выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска; г) выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости - и на их ближайшее окружение.

Деятельность по предупреждению преступности - часть политики государства по национальной безопасности и (во взаимодействии с уголовно-правовыми мерами) борьбе с преступностью. В связи с этим Концепция национальной безопасности РФ (Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. см.: Российская газета. 1997 26 дек.) в разделе "Обеспечение национальной безопасности" относит к числу первоочередных задач упреждающее воздействие на преступность, для того чтобы лишить ее "питательной среды"; привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний.

Цели предупредительной деятельности должны сообразовываться с состоянием и возможностями общества. На современном этапе развития нашего общества было бы маниловщиной, в частности, ставить задачи на перспективу, а тем более на данный момент - ликвидацию преступности, ее преодоление и т.п. ( К сожалению, послереволюционный период нашей истории изобилует примерами, когда политическое руководство страны выдвигало нереальные цели борьбы с преступностью. Так, в середине 30-х годов в качестве ближайшей ставилась цель покончить с преступностью несовершеннолетних; в 60-80-е годы материалы съездов правящей коммунистической партии содержали ряд волюнтаристских формулировок, утверждающих, что в стране созданы все предпосылки для ликвидации преступности, или требующие немедленно искоренить те или иные виды преступлении. Напомним в этой же связи об обещании М.С. Горбачева к началу 90-х годов покончить с организованной преступностью. Несомненно, подобные "целеуказания" компрометировали созданную в советский период и в принципе достаточно эффективную систему предупреждения преступности; практика же отвечала на них массовым укрытием преступлений во имя хороших отчетных показателей.)

Реальные цели на ближайшие 3-5 лет (Динамизм социальной ситуации не позволяет сформулировать научно обоснованные цели на более длительный период.):

- противодействие криминогенным процессам и явлениям в обществе на всех уровнях - глобальном, локальном, индивидуальном; сдерживание и сокращение преступности;
- упреждающее устранение угроз правам, свободам и законным интересам граждан, интересам общества и государства в связи с возможностью перехода части членов общества на путь совершения преступлений;
- коррекция жизненной позиции и поведения этих членов общества, условий их жизнедеятельности для обеспечения ресоциализации; способствование созданию и укреплению в обществе демократической, экономической, политической, социальной и психологической стабильности, атмосферы спокойствия и безопасности.

Предупреждение преступности - это система взаимосвязанных элементов, интегрированных в процессе этой деятельности и ее результатов; а) подход к предупреждению преступности как особой области социально-правового регулирования и управления, обладающей целостностью; б) выделение взаимодополняющих задач и направлений; сочетание глобального, локального и индивидуального уровней взаимодействия; в) охват предупредительной деятельностью всех сфер жизни общества; г) воздействие на криминогенные процессы и явления объективного характера на личности и криминальные ситуации, формирующиеся под их влиянием, с тем чтобы пресекать, нейтрализовать или ослаблять это влияние на возникновение криминальных мотивов и стереотипов поведения; д) сочетание сдерживающего и подавляющего воздействия на криминогенные процессы и явления; е) целенаправленное развитие организационных структур, специализированных на предупредительной деятельности; з) наличие единого информационно-аналитического, программного, координационного, ресурсного, организационно-управленческого и правового обеспечения предупредительной деятельности (Нередко наряду с термином "предупреждение" используется термин " профилактика", причем некоторые авторы пытаются развести их значения. Однако по смыслу они идентичны. Поэтому в дальнейшем изложении они используются как взаимозаменяющие).

Предупреждению преступности уделялось определенное внимание еще в дореволюционной России. В частности, специально регулировалась профилактическая деятельность полиции; с участием общественности была создана разветвлённая система учреждений социальной помощи для предупреждения рецидивных преступлений и преступлений несовершеннолетних. В советский период была выработана научная концепция предупреждения преступности с использованием дореволюционного опыта и значительное развитие получила система предупредительных мер. К их числу относились, в частности: правовое воспитание, педагогический всеобуч родителей, создание на соответствующей законодательной базе специализированных служб различных ведомств с профилактическими функциями, наделение этими функциями школ, трудовых коллективов, общественности по месту жительства, а также следователей, прокуроров, судей; поощрение позитивных форм досуга с их финансовым обеспечением за счет отчислений от квартирной и арендной платы; гарантии трудоустройства и социальной помощи для несовершеннолетних, лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, освобожденных из мест лишения свободы, лиц без определенного места жительства и занятий и т.д.; деятельность комиссий по делам несовершеннолетних, дружин, товарищеских судов, общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики. Несмотря на то что в 70-80-е годы эта система все в большей степени ощущала отрицательное воздействие формализма и погони за отчетными показателями, она сохраняла достаточную эффективность. Ее влияние, несомненно, сказалось на том, что противоречивые тенденции преступности в названный период не привели к ее скачкообразному росту. Уровень преступности в стране (с учетом сопоставимой латентности) оставался в 5-10 раз и более ниже, чем преступность стран Запада.

Отечественная модель предупреждения преступности получила международное признание. Ряд ее организационных форм и методических положений получили поддержку в документах ООН, ее специализированных органов и адаптированы в практике борьбы с преступностью ряда зарубежных стран. Таким образом, обмен опытом со странами Запада отнюдь не должен толковаться односторонне, как это делают некоторые авторы, призывающие только к заимствованию западных моделей. Информационное взаимодействие в рассматриваемой сфере не "улица с односторонним движением" только в нашу сторону.

К сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин и, в частности, недооценки органами власти стратегического значения предупреждения преступности для будущего страны, ее отечественная система за годы реформ оказалась разрушенной. В настоящее время целесообразно ее восстановление и развитие в новых условиях с использованием существовавших форм и методов предупредительной деятельности, выдержавших испытание практикой и временем. Начиная с 1995 г. восстановление системы предупреждения преступности в стране заметно активизировалось за счет оживления предупредительной деятельности правоохранительных органов, контрольно-ревизионной деятельности, развития в субъектах Федерации и в муниципальных образованиях сети специализированных учреждений социальной помощи и защиты, психолого-педагогической и медицинской реабилитации и т.д., принятием в ряде субъектов Федерации и муниципальных образовании нормативных актов об участии населения в обеспечении общественного порядка и восстановлении органов специальной юрисдикции (комиссий по делам несовершеннолетних и др.) с профилактическими функциями. Свою роль играет и принятие на федеральном, региональном и местном уровне программ по усилению борьбы с преступностью и ее отдельными видами с выделением профилактических мероприятии. Однако решение главных проблем восстановления и развития системы предупреждения преступности в стране еще впереди. Оно связано с созданием мониторинга предупредительной деятельности и банков соответствующей информации, с расширением правовой базы и, конечно, с кадровым, финансовым и иным ресурсным обеспечением.

Как любая система социального управления, предупреждение преступности опирается на совокупность принципов - руководящих идей, являющихся обязательным ориентиром для задач и содержания соответствующей деятельности. Это принципы законности, демократизма, социальной справедливости и гуманизма, комплексности, дифференциации и индивидуализации, своевременности и необходимой достаточности, научной обоснованности.
Предупреждение преступности осуществляется в строгом соответствии с законодательством, с компетенцией субъектов предупредительной деятельности, разграничением полномочий между Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями. Меры воздействия на группы повышенного криминального риска и на отдельных граждан применяются только при наличии достаточных данных, определяющих в соответствии с законом основания предупредительного воздействия на таких лиц при неуклонном соблюдении их прав и законных интересов.

Демократические начала предупреждения преступности проявляются в широком участии в профилактической деятельности как общественных и религиозных объединений, так и населения в целом; во включении в систему предупредительной деятельности мер по выработке солидарной позиции общественного мнения; в осуществлении органами законодательной власти и представительными органами местного самоуправления, а также собраниями граждан контроля за предупредительной деятельностью путем получения информации о ней, соответствующей оценки и выдвижения требований по совершенствованию предупредительной деятельности и устранению нарушений. В рассматриваемой сфере достаточно широко используется и конституционное право граждан обращаться лично, а также коллективно по вопросам борьбы с преступностью в государственные органы и органы местного самоуправления.

Социальная справедливость и гуманизм деятельности по предупреждению преступности проявляется в ее упреждающей защите ценностей общества, прав и законных интересов физических лиц, которым может быть причинен вред преступлениями; в устранении нарушений закона в деятельности различных органов, предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц, которые (нарушения) являются питательной средой для преступности; в выявлении, устранении условий для легализации и законном изъятии средств и иного имущества, нажитых незаконным путем; в обеспечении соответствия мер предупредительного воздействия их конкретным задачам, не допуская при этом физических страданий и унижения человеческого достоинства лиц, к которым они применяются, нарушения других аспектов требования "не навреди".

Комплексность в деятельности по предупреждению преступности проявляется в программно-целевом подходе, всестороннем анализе и прогнозе ситуации и использовании на этой основе мер экономического, воспитательного, управленческого, правового характера для воздействия на всю совокупность причин и условий преступности, ее отдельных видов, а также возможного возникновения криминальных ситуаций и перехода членов общества на преступный путь. Комплексность предполагает также координацию деятельности субъектов предупреждения преступности, сочетания воздействия на личность и среду, разработку типовых моделей предупредительной деятельности, для того чтобы обеспечить взаимодействие усилий всех субъектов профилактики.

Принцип дифференциации и индивидуализации предупредительной деятельности означает соотнесение характера и интенсивности намечаемых мер с конкретными задачами воздействия, с учетом статуса и особенностей личностей, к которым применяются профилактические меры, условий их жизнедеятельности и динамики поведения.

Своевременность и достаточность предупредительной деятельности означает ее ориентацию на возможно более ранний этап возникновения ситуаций, создающих угрозу совершения преступлений. При этом предупредительные меры должны применяться в объеме и с такой степенью интенсивности, которые позволят реализовать в каждом случае весь комплекс предупредительных целей.

Научная обоснованность как принцип предупреждения преступности предполагает: а) обеспечение соответствия разрабатываемых задач и мер предупредительной деятельности социальной и криминальной ситуации и ее тенденции, а также основным ценностям общества, существующим возможностям кадрового, ресурсного обеспечения и уровню правового регулирования; б) государственный заказ на научные разработки в сфере предупреждения преступности, осуществляемый на базе прогноза развития ситуации и учета уже обозначившихся потребностей практики; в) создание организационной базы для экспериментальной проверки научных разработок и сопровождения их в процессе внедрения; г) создание современной информационной базы на машинных программах и носителях, обеспечивающей мониторинг ситуации, ее прогноз в сопоставлении с состоянием предупредительной деятельности; Д) использование современных методов оценки эффективности предупредительной деятельности на основе выявления корреляционных и содержательных связей между решениями, принимаемыми и осуществляемыми для предупреждения преступности, и изменениями в ее количественно-качественных характеристиках (в целом и по отельным видам в масштабе страны, региона, местности и т.д.); для оценки эффективности предупредительной деятельности существенно прослеживание изменений в общественном мнении по вопросу об уровне безопасности от преступных посягательств.
Предупреждение преступности традиционно подразделяется на общесоциальное и специальное (криминологическое) (Эта терминология несколько условна, так как и специальное предупреждение осуществляется к рамках общества, воздействует на жизнедеятельность его членов, т.e. также имеет социальный характер. Но данная терминология позволяет подчеркнуть различие между мерами, непосредственно связанными с глобальными процессами развития общества, и мерами, направленными именно на борьбу с преступностью.).

Предупреждение преступности общесоциальными средствами, обозначаемое для краткости как общесоциальное предупреждение, осуществляется через всю совокупность крупномасштабных мероприятий, обеспечивающих прогрессивное развитие общества, отношений людей в экономической, политической, духовной, семейно-бытовой и других сферах. Эти мероприятия преследуют гораздо более широкие цели, чем борьба с преступностью, и последнее далеко не всегда выделяется при разработке и реализации этих мероприятий. Но как бы "попутно" они ограничивают поле для возникновения, развития и действия криминогенных процессов и явлений, возможности возникновения криминальных ситуаций и перехода членов общества на преступный путь. Тем самым подрубается самый корень преступности, пресекается или ослабляется в конечном счете действие общих причин и условий преступности, отдельных ее видов и конкретных преступлений. Иными словами, прогрессивное развитие экономики, политической ситуации, духовного и культурного уровня, традиций уважения прав и интересов других людей, требований законности и правопорядка в повседневном поведении и есть реализация антикриминогенного потенциала общества.

Рассмотрим механизм общесоциального предупреждения преступности на некоторых примерах. Концепция обеспечения национальной безопасности приоритетные направления обоснованно связывает с устранением деформаций в структуре российской экономики, преодолением спада производства, поддержкой отраслей, являющихся основой расширенного воспроизводства и обеспеченности занятости населения. Это в свою очередь требует стимулирования капитальных вложений, разработки и внедрения современных технологий, разработки и осуществления целевых программ сбережения ресурсов и экономического подъема депрессивных регионов и т.д. Антикриминогенное воздействие этих мероприятий будет осуществляться "по цепочке"; сохранение и создание новых рабочих мест - сокращение безработицы и расширение возможностей трудоустройства выпускников образовательных учреждений - сокращение так называемой "вынужденной" преступности, мотивация которых связана с удовлетворением элементарных жизненных потребностей; снижение бытовой преступности, мотивационно обусловленной настроениями безнадежности; ограничение преступных форм социального протеста (массовые беспорядки и т.д.). Проведение в жизнь названных мероприятий существенно сократит и возможности криминальной среды по втягиванию в нее "резервов" из числа лиц, не имеющих достаточных доходов.

Другая "цепочка": наведение порядка в регулировании использования государственной и муниципальной собственности, активизация государственного контроля - сокращение экономической и должностной преступности, преступных нарушений интересов службы коммерческих и некоммерческих организаций; ограничение возможностей "отмывания" преступно нажитых средств и иного имущества; уменьшение возможностей использования криминального насилия в конкурентной борьбе и т.д.

Аналогичный антикриминогенный эффект дают мероприятия по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, пособий, пенсий. Очевиден эффект общесоциальных мероприятий, направленных на определение прожиточного минимума в соответствии с реалиями. Ведь еще американский президент Ф. Рузвельт, сумевший в 30-е годы с помощью четкой антикризисной программы предотвратить социальный взрыв в США, жестко заметил, что фирма, выплачивающая работнику меньшее вознаграждение, чем требует достойное существование, подлежит немедленной ликвидации. А мероприятия по финансовой стабилизации, обеспечению собираемости налогов помимо определяющего влияния на снижение экономической и налоговой преступности создают условия для самого существования специальной профилактики, требующей, как и любая другая деятельность, соответствующего ресурсного обеспечения. Опосредованную, но существенную роль в рассматриваемом аспекте играют воспитательные и организационные мероприятия по созданию условий для полной, беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями политических и личных прав, свобод, законных интересов. Эти мероприятия, рассчитанные на создание и поддержание в обществе атмосферы стабильности и гражданской активности, стимулируют, в конечном счете, доверие населения к власти и готовность поддержать ее усилия но охране законности и правопорядка. Соответственно расширяются возможности сотрудничества правоохранительных органов в предупреждении, пресечении раскрытии преступлений.

Не меньшее значение для предупреждения преступности имеют общесоциальные мероприятия по поддержке развития образования и культуры в обществе, сохранению и развитию духовно-нравственного наследия Достоверно установлена четкая образная зависимость между образовательным и культурным уровнем людей, их воспитанностью и риском совершения преступлений (Конечно, можно приводить "факты и фактики" совершения преступлений лицами с высшим образованием и даже с учеными степенями. Но, во-первых образование и культура (воспитанность) человека не всегда соответствует друг другу. А, во-вторых в криминологии речь идет о статистических закономерностях, не обязательно проявляющихся на уровне единичного. Обобщенная же картина однозначна: для образованных и культурных людей в преступности существенно ниже их доли в составе населения). Нельзя недооценивать в этой связи значения педагогическою и правового воспитания населения, как и противодействия "антивоспитанию", осуществляемому рядом СМИ пропагандирующих вседозволенность, потребительский идеал "красивой жизни", жестокость, подмену культуры ее суррогатами, обычаи и жаргон преступной среды
Упомянем, наконец, антикриминогенную значимость крупномасштабных мероприятий по борьбе с загрязнением экологической и информационной среды (от этого во многом зависит вероятность совершения преступлений со стрессовой и иной конфликтной ситуацией), мероприятии по поддержке позитивной досуговой деятельности, существенно снижающих риск "пьяных" и других ситуативных преступлений (Один из показателей намечающихся благоприятных перемен в рассматриваемой области - содержание Градостроительного кодекса (1998 г.). Его нормы последовательно ориентированы на обеспечение благоприятных условий проживания путем целенаправленной защиты экологии, создания и развития инфраструктуры досуга по государственным нормативам и обеспечения свободного доступа к историко-культурным и природным объектам (см., напр. ст. 9 - 13).).

Таким образом, весь круг крупномасштабных мероприятии по осуществлению экономического, политического, социального реформирования нашей страны оказывается в то же время причастным к предупреждению преступности (К сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин, ошибки, нарушения, деформации, появившиеся в процессе реформирования, привели к тому, что, как отмечается в Концепции национальной безопасности РФ, "угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту". В этой связи мероприятия государства по оптимизации курса реформ требуют постановки первоочередной цели устранения указанных просчетов управления реформами. В настоящее время эти просчеты существенно снижают антикриминогенный потенциал и должны быть признаны первоочередным объектом общесоциального предупредительного воздействия.).

Перейдем к характеристике специального (криминологического) предупреждения преступности Ее основные черты а) направленность принимаемых мер именно на предупреждение преступности, ее отдельных видов и конкретных преступлений, иными словами, масштабность целей, несмотря на их значимость для нормальной жизнедеятельности общества, существенно меньше, чем мероприятий, реализующих общесоциальное предупреждение они носят, в буквальном смысле, специальный характер, привязаны непосредственно к борьбе с преступностью и только к ней, б) арсенал средств специальной профилактики характеризуется соответственно взаимодействием общеуправленческих и общевоспитательных мер и социальных и правовых мер, рассчитанных именно на воздействие на преступность, ее отдельные виды или недопущение конкретных преступлений, в) субъектами специального предупреждения преступлений являются организационные структуры, для которых борьба с преступностью составляет основную (одну из основных) функцию, либо по крайней мере, выделена в перечне функций.

Таким образом, специальное (криминологическое) предупреждение преступлений включает комплекс мер специально предназначенных и целенаправленных на борьбу с преступностью, которые осуществляются органами, предприятиями, учреждениями, организациями, имеющими нормативно выделенные функции, связанные с этой борьбой

Общесоциальное и специальное предупреждение преступности взаимосвязаны и представляют собой взаимоподкрепляющие друг друга виды деятельности При этом органы, разрабатывающие специальные меры, вправе и обязаны на основе анализа социальной и криминальной ситуации сигнализировать о необходимости учета тенденций этой ситуации в содержании крупномасштабных мер общесоциального уровня. Например, анализ причин дезертирства (3/5 этих случаев связаны с остающимися не выявленными неуставными отношениями со старослужащими) требует их учета при разработке и осуществлении концепции военной реформы (Кстати, эта ситуация явилась результатом постановки в 70-е годы тогдашним министерством задачи немедленно ликвидировать преступность в армии. Результатом стало массовое укрытие преступлений командирами), анализ личности преступников из среды бродяг (75% из них находятся в трудоспособном возрасте, а 30% имеют среднее специальное или высшее образование) ориентирует на принятие общесоциальных мер, связанных с системой трудоустройства; данные о распространении незаконного оборота наркотиков (за 5 лет с 1993 г. количество потребителей наркотиков возросло в стране в 3,5 раза и по прогнозу к началу XXI в. превысит 3 млн человек), несомненно, являются поводом для осуществления комплекса мер по нейтрализации социальных факторов, толкающих на приобщение к наркотикам.

Вместе с тем использование описываемых "сигналов" в стратегическом управлении делами общества зависит не только от оценки вытекающих из них мероприятий, с точки зрения общих целей этого управления и имеющихся ресурсных возможностей, но и от концепции, на которую ориентируются управленцы соответствующего масштаба, на субъективной готовности воспринять "сигнал". Например, правоохранительные органы еще в 1997 г. внесли комплексные предложения по пресечению типичных механизмов сокрытия доходов предприятиями. Из этих предложений напрашивается жесткий вывод, что беды экономики прежде всего связаны с бесконтрольностью финансово-хозяйственной деятельности. В результате начался массовый процесс укрытия доходов путем перехода в теневой бизнес. Однако, правительство, исходя из своих взглядов о том, что рынок будет саморегулироваться и частный собственник не будет воровать у самого себя, прогнозировали "сигнал" о необходимости опережающего восстановления и развития государственного контроля в экономике. В результате финансовые потоки пошли мимо сферы инвестиций и макроэкономические условия для действительного подъема экономики на базе финансовой стабильности реализованы не были.

Но не только результаты специального предупреждения преступности влияют или должны влиять на мероприятия общесоциального уровня, но и последние служат или должны служить базой для специального предупреждения, в частности, путем использования субъектами специального предупреждения преступности дополнительных целеуказаний и ресурсных возможностей, которые открывают те или иные общесоциальные мероприятия. Например, упорядочение процедуры операций с недвижимостью - для предупреждения преступных сделок в этой области; преобразование системы охраны морских биоресурсов в экономической зоне страны - для предупреждения и пресечения экологических преступлений, создания постоянного взаимодействия пограничной службы и правоохранительных органов; военная реформа - для осуществления ряда мер специального предупреждения преступности в армии и т.д.

Специальное (целенаправленное) предупреждение преступности имеет три основных объекта непосредственного воздействия. Во-первых, речь идет о так называемых социальных патологиях, т.е. процессах и явлениях, в которых реализуются формы поведения определенных групп населения, служащие питательной почвой, "фоном" преступности (В литературе нередко говорится и этой связи о "фоновых" явлениях преступности.). Это - пьянство и алкоголизм, потребление наркотических средств и других одурманивающих веществ без медицинских показаний, бродяжничество и попрошайничество, проституция, бытовое дебоширство и мелкое хулиганство и т.д. (В перечень фоновых явлений входят не все правонарушения, предусмотренные гражданским, семенным, трудовым, административным правом и т.д., но лишь те, которые непосредственно создают мотивацию и ситуацию совершения преступлений. Именно здесь пределы компетенции криминологии и основанной на ее положениях предупредительной деятельности, поэтому в настоящей главе говорится о предупреждении преступности (преступлении), а не о преступности и иной правонарушаемости. Непреступные правонарушения (за исключением фоновых), предусмотренные различными отраслями нрава, не имеют непосредственной связи с преступностью. Борьба с ними - самостоятельная проблема, которую не надо объединять с проблемой борьбы с преступностью. Попытки создания единой профилактической системы, охватывающей все и вся (от безбилетного проезда до убийства) - могут принести только к параличу предупредительной Деятельности из-за отсутствия системности в задачах, направлениях, средствах профилактического воздействия.).

Данный уровень специального предупреждения преступности сочетает меры по ограничению распространенности перечисленных явлений путем воздействия на соответствующие группы повышенного риска и на конкретных их носителей; воздействие на причины и условия, продуцирующие эти явления; воздействие на связи этих явлений с преступностью. В принципе, борьба с фоновыми явлениями имеет более широкое социальное значение, чем борьба с преступностью. Ведь преступность здесь не единственное производное, а лишь одно из возможных (далеко не все пьяницы, наркоманы, бродяги, проститутки и т.д. становятся преступниками, но все они превращаются в социальных аутсайдеров, что еще более опасно для нормальной жизнедеятельности общества). Но в силу непосредственного функционирования в качестве причин и способствующих условий преступности, данные явления входят в сферу специальной (криминологической) профилактики.

Во-вторых, специальное предупреждение преступности воздействует на весь комплекс причин и условий преступности с переносом центра тяжести на их проявления на уровне особенного и единичного (специфические обстоятельства, непосредственно способствующие совершению преступлений различных видов и конкретных преступлений; недостатки и нарушения в управленческой, конрольно-ревизионной, воспитательной, правоохранительной деятельности; игнорирование существования источников криминального влияния и криминальных ситуаций и т.д.).

Наконец, в-третьих, объектом специального предупреждения преступности являются выделенные в ее рамках организованные, профессиональные, рецидивные формы преступности. Выделение этого объекта связано с тем, что речь идет о "ядре" преступности, эффективное противодействие формированию и расширению которого может внести существенный вклад в борьбу с преступностью в целом, хотя и не подменяет более общей задачи этой борьбы (Именно организованная, профессиональная, рецидивная преступность (эти ее формы взаимно подкрепляют друг друга) значительно актуализировались в 90-е годы, паразитируя па ошибках и проведении реформ и ослаблении правового контроля за ситуацией в стране. Говоря о "сращивании власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления бизнесом" и о том, что "преступный мир по существу бросил вызов государству", Концепция национальной безопасности имеет в виду прежде всего названные виды преступности.).

Гость
Полезные ссылки:
Красивые заставки

Laetitia Casta

Laetitia Casta
Copyright X-COM Company © 2011

Rambler's Top100