Главная · Интернет магазин · Новости · Контакты · Поиск · Карта сайтаFriday, December 15, 2017
Навигация
Главная
Интернет магазин
Видеонаблюдение
Спутниковое телевидение
Спутниковый интернет
Библиотека
Файловый архив
Часто задаваемые вопросы
Фотогалерея
Контакты
Поиск
Проверить свободный домен
Определить тИЦ и PageRank
§ 2. Политико-правовые тенденции политических репрессий в СССР

Политические репрессии обычно связывают с И. Сталиным. Ныне достаточно неопровержимых доказательств того, что идейно они предвосхищались К. Мареком и Ф. Энгельсом, а начались при В. Ленине. Красный террор в 1917-1923 гг. поглотил 1,7 млн жертв (см.: Meльгунов В.П. Красным террор и России. 1917-1923 гг. М., 1990. С. 46.). При Сталине репрессии достигли апогея, но они продолжались, хотя и в меньшей и видоизмененной форме, во времена Н. Хрущева, Л. Брежнева, Ю. Андропова и даже М. Горбачева. Бывший член Политбюро А. Яковлев пишет: "За 70 лет большевистского режима менялись формы репрессий, но причины и суть произвола оставались неизменными. Режим, лидеры господствующей верхушки шли на любые преступления против человечности, во имя укрепления моновласти, моноидеологии и монособственности" (Яковлев А.Н. По мощам слей. М., 1995. С 6.). Репрессии связаны не столько с именами генеральных секретарей руководящей партии, сколько с самой изначально насильственной природой социализма.

К. Маркс и Ф. Энгельс, провозгласив в "Манифесте Коммунистической партии" достижение своих целей путем "насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя", предвидели возможность организованного насилия. "Мне думается, - писал Ф. Энгельс И. Вейдемейеру, - что в одно прекрасное утро наша партия вследствие беспомощности и вялости всех остальных партий вынуждена будет встать у власти... Мы будем вынуждены проводить коммунистические опыты и делать скачки, о которых мы сами отлично знаем, насколько они несвоевременны. При этом мы потеряем головы... наступит реакция и, прежде чем мир будет в состоянии дать историческую оценку подобным событиям, нас станут считать не только чудовищами... Трудно представить себе другую перспективу..." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 28. С. 490-491.).

Идея диктатуры пролетариата закономерно вела руководителей коммунистических партий к массовым политическим репрессиям в любой стране мира, где им удавалось прийти к власти, ибо социализм (коммунизм), как искусственно, а может быть, и преждевременно насаждаемая система, мог выжить только в таком беспощадном варианте. "Катехизис революционера", написанный при участии М. Бакунина, изначально предполагал политическое насилие: "1. В революционере все поглощено "единственной страстью - революцией". 2. Он разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, приличием, общепринятыми условиями и нравственностью этого мира. 3. Он знает одну науку - науку разрушения. 4. Нравственно для него все то, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все, что помешает ему" (Лосский Н.О. Характер русского народа. Книга вторая. Посев, 1957. С. 72.). Даже М. Горький, несмотря на многолетнюю личную дружбу с В. Лениным, после победы революции предупреждал: "Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и по всей сумме тех прав, за торжество которых боролась демократия" (Горький М. Несвоевременные мысли // Новая жизнь. 1917.7 (20) ноября.).

Политическое насилие в революционной России с самого начала направлялось из центра через призывы, а также ведомственные указания, декреты и директивы. Большинство их никогда не публиковалось. Они стали доступными после Указа Президента РФ от 23 июня 1992 г. о снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий, уголовного и административного порядка их осуществления, организации репрессивных органов, порядка исполнения и мест отбывания наказания, применения принудительного труда, ограничения прав, помещения в психиатрические учреждения и многих других вопросов (см. Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессии. М., 1993.).

На второй день после революции (19 ноября 1917 г.) НКЮ издал подробную инструкцию "О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения их заседаний", заменившую уголовный и уголовно-процессуальный кодексы. В ней предписывалось при назначении наказания руководствоваться не законами, а "обстоятельствами дела и велениями революционной совести". Это и положило начало практике подмены репрессивными органами законодательных учреждений и издания важнейших правовых норм в виде закрытых ведомственных актов и решений. В это время был создан репрессивный орган - ВЧК, которому было предоставлено "право непосредственной расправы для пресечения преступлений", изоляции классовых врагов в концентрационные лагеря, расстрела всех лиц, прикосновенных к вражеским организациям. В 1922 г. ВЧК была упразднена, а ее функции переданы НКВД, а затем ГПУ, в декрете о котором от 16 октября 1922 г. ему предоставлялось "право внесудебной расправы вплоть до расстрела, в отношении всех лиц, взятых с поличным..."

23 мая 1922 г. был принят первый УК РСФСР, в котором были впервые даны понятие контрреволюционных преступлений и их перечень (ст. 57-73). Под контрреволюционным преступлением понималось всякое действие, направленное на свержение завоеваний пролетарской революции. Такой широкий и неопределенный подход дополнялся возможностью объективного вменения (ст. 58, 66, 68, 69, 73), приданием некоторым нормам обратной силы (ст. 67), применением уголовно-правовых санкций при недоказанности контрреволюционных действий (ст. 73), расплывчатостью диспозиций конкретных составов, что позволяло репрессировать любого неугодного человека. В анализируемом кодексе впервые были сформулированы четыре статьи по антисоветской пропаганде и агитации с санкциями до высшей меры наказания. С их введением началась организованная и массовая расправа за инакомыслие. Как бы потом ни менялась уголовная ответственность за него, все основные положения УК 1922 г. сохранялись практически до сентября 1989 г., когда из действующего УК 1960 г. были исключены ст. 70 (антисоветская агитация и пропаганда) и 190? (распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй).

Принятие Уголовного кодекса 1922 г. не устранило применения уголовных наказаний в административном порядке. Через два месяца после его введения ВЦИК издал декрет об административной высылке. В это время под непосредственным руководством В. Ленина была осуществлена насильственная административная высылка за границу и в северные губернии цвета российской и мировой науки: Н. Бердяева, С. Франка, Н. Лосского, С. Булгакова, Ф. Степуна, Б. Вышеславцева, И. Лапшина, И. Ильина, С. Трубецкого, Питирима Сорокина, А. Фло-ровского, В. Мякотина, ректора Московского университета Новикова, ректора Петербургского университета Карсавина и многих других. Точных данных о числе депортированных нет. Предполагается, что оно приближается к 300. Причина одна - нежелание слышать политических оппонентов. Троцкий в одном из интервью так и сказал: "Мы выслали этих людей потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно" (Цит. по: Осоргин М. Как нас уехали (юбилейное) // Социологические исследования 1990. №3. С. 121.).

Спустя еще два месяца институт высылки расширился и ужесточился. Комиссии при НКВД было предоставлено право в административном порядке не только высылать, но и заключать социально опасных лиц в лагеря принудительных работ. После образования СССР в 1922 г. и принятия Конституции 1924 г. этот институт, в соответствии с Основными началами уголовного законодательства СССР и союзных республик, распространялся на всю территорию Союза и фактически действовал до 1989 г.
Самыми массовыми были административные ссылки и высылки на поселение кулаков и членов их семей, неугодных народов, военнопленных и перемещенных лиц.
Активная борьба с кулачеством началась в 1929 г. 2 февраля 1930 г. в приказе ОГПУ говорилось: в целях наиболее организованного проведения ликвидации кулачества как врага сплошной коллективизации по нему должен быть нанесен сокрушительный удар. Истребление и выселение кулаков было проведено оперативно и с перевыполнением: число жертв превысило 20 млн человек (см.: Реабилитация. Политические процессы 30-50-х годов. М, 1991. С. 9.).

Вторым массовым выселением было изгнание со своих земель немцев, чеченцев, калмыков, ингушей, балкар, карачаевцев, греков, крымских татар, турок-месхетинцев и др. По признакам национальной принадлежности политическим репрессиям подверглись целиком около 15 народов и этнических групп. Частично же подверглись еще около 55 народов и народностей. Общее число репрессированных составило 5,2 - 5,5 млн человек (см.: Цой Б.С. Социальные и экономические аспекты реабилитации пародов и граждан, репрессированных и СССР по политическим мотивам // Государство и право. 1994. № 12. С. 12.).

Третьей волной административных спецпоселенцев были репатриированные военнослужащие и гражданские лица, попавшие в плен или окружение или находившиеся на временно оккупированной территории во время Великой Отечественной войны. Все они, как правило, направлялись на те или иные спецпоселения на основе закрытых постановлений, без всякого доказывания их вины. Согласно официальным сводкам Уполномоченного СНК (СМ) СССР по делам репатриации (см.: Книшевский П. Прощай Германия, здравствуй, Колыма // Российская газета. 1995. 2 февр.) от 10 апреля 1945 г., количество советских граждан, насильственно увезенных фашистами, составляло 4 109 304 человека, а по состоянию на 1 октября 1951 г. за границей на положении перемещенных лиц оставалось свыше 450 тыс. человек, которые боялись своей страны.

В 1926 г. был принят новый УК РСФСР, а затем и уголовные кодексы других союзных республик. Особенная часть УК РСФСР открывалась, как и в прежнем кодексе, главой о контрреволюционных преступлениях (ст. 58 со значками от 1 до 18). Понятие этих деяний было расширено, допускалось прямое объективное вменение. Существенно расширялась уголовная ответственность за антисоветскую агитацию и пропаганду. В последующем была установлена уголовная ответственность для членов семей изменников Родины в виде лишения избирательных прав и ссылки в отдаленные местности на пять лет. Применение данного института затем было существенно расширено.

1 декабря 1934 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР были внесены существенные изменения в уголовно-процессуальное законодательство. По делам о террористических организациях и террактах следствие должно проводиться до 10 дней, обвинительное заключение вручалось обвиняемому за сутки до суда, дела слушались без участия сторон, кассационное обжалование и помилование не допускались, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Эту работу выполняли также учрежденные при НКВД, в который вошло ОГПУ, внесудебные органы - Особое совещание, а на местах - "тройки", и "двойки", которые рассматривали судьбы репрессированных по спискам. В 1937 г. упрощенный порядок рассмотрения дел о террактах был практически распространен на все контрреволюционные преступления. Расследовать дела об этих деяниях за 10 дней было невозможно. Они "шились белыми нитками" с применением пыток, насилия, подлога, обмана и других злоупотреблений. Действующий в то время институт аналогии позволял репрессивным органам того времени по своему усмотрению толковать как контрреволюционные любые умышленные или неосторожные действия и бездействие.

Исследование тенденций репрессивного нормотворчества показывает, что к 1937 г. был создан хорошо отлаженный, оперативно и "эффективно" действующий репрессивный механизм, который позволял "законно" расправляться с любым нежелательным лицом и превращать любое явление или событие, бросающее малейшую тень на власть, в контрреволюционное преступление, подлежащее беспощадному подавлению.

Политические колебания в стране так или иначе отражались на "головном" репрессивном органе ВЧК-ОГПУ-НКВД и т.д. В 1946 г. НКВД был разделен на МВД и МГБ, которое вскоре было преобразовано еще в более мощную самостоятельную структуру политического сыска и расправы - КГБ, ставший государством в государстве, обладавший неограниченными полномочиями и возможностями. Серьезные попытки реформировать его, оставив за ним действительную "государственную безопасность", стали предприниматься лишь после августовского путча 1991 г. и продолжаются до последнего времени.
Служение спецслужб политической ориентации высших должностных лиц или избранных партий представляет опасность не только при коммунистическом режиме. Там, где в деятельность спецслужб вмешивается политика, целью которой является не организация и защита общества, а борьба за власть или ее удержание любым путем, там трудно избавиться от злоупотреблений спецслужб по политическим мотивам. Поэтому проблема заключена не столько в спецслужбах, сколько в самом политическом руководстве.

Реабилитация жертв политических репрессий была медленной, противоречивой и мучительной. Она началась в конце 1953 г. вскоре после смерти Сталина. До 1954 г. реабилитировано 827 692 человека, осужденных в 1917 - 1953 гг. Реабилитация почти не касалась тяжких обвинений. Из всех ранее приговоренных к смертной казни были тогда реабилитированы лишь 1128 человек, или 0,14%. Карательные органы всячески препятствовали объективной реабилитации и держали ее под своим контролем. В течение 1954 - 1961 гг. было реабилитировано еще 737 182 человека (в это число входят и осужденные после 1953 г.), в том числе 353 231 человек, приговоренных к смертной казни (47,9%).

В начале 60-х годов процесс реабилитации стал открыто тормозиться, а со снятием Н. Хрущева в октябре 1964 г. массовая реабилитация практически приостановилась. За 25 лет (1962 - 1987) было реабилитировано только 157 055 человек. Этот процесс возобновился лишь в 1988 г. До 1993 г. было оправдано еще 1 264 750 человек. Всего персонально реабилитировано 2 986 679 репрессированных. Провести индивидуальный пересмотр наличных уголовных дел было практически невозможно. Поэтому стал применяться метод групповой реабилитации лиц, осужденных "тройками", спецколлегиями и особыми совещаниями, подвергшихся насильственному переселению, репатриированных военнослужащих и других лиц, бывших в плену, осужденных за совершение преступлений, которые декриминализированы, репрессированных крестьян в период насильственной коллективизации и других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 20-50-е годы и т.д. Но и на этом пути оказалось множество трудностей. Без изучения конкретных дел групповой реабилитации все равно не получилось. Таким образом, и по этим актам реабилитация требовала индивидуального подхода. С 1993 г. лицам, которым отказано в реабилитации, было предоставлено право обращаться в суд.

Гость
Полезные ссылки:
Красивые заставки

Olsens Twins - Близнецы Олсен

Olsens Twins - Близнецы Олсен
Copyright X-COM Company © 2011

Rambler's Top100