Причины политических преступлений целесообразно проанализировать на психологическом
и социологическом уровнях. Что касается психологии, то непосредственной причиной
такого преступления явлется антиобщественная установка противогосударственной
направленности. Диапазон ее достаточно широк и многообразен: от глубокой убежденности
в необходимости смены общественного строя до недовольства отдельными мероприятиями
властей. При этом важно подчеркнуть, что в отличие от трактовки сталинских времен
одной лишь антиобщественной направленности личности совершенно недостаточно
для того, чтобы обвинить лицо в совершении преступления: при привлечении к ответственности
речь идет не о взглядах и намерениях, а о конкретных действиях, запрещенных
уголовным законом, которые были порождены указанными намерениями.
Чем же вызывается сама антиобщественная установка противогосударственной направленности?
Здесь может быть несколько причин. У одного человека, например, складывается
устойчивая система развернутых идеологических и политических представлений о
путях общественного развития, организации государственной власти, взаимоотношениях
классов и социальных групп. При этом речь не обязательно идет о высокообразованном
интеллектуале; те или иные мировоззренческие позиции есть у каждого члена общества.
Установка другого формируется под воздействием личного негативного жизненного
опыта, который привел его к убеждению в порочности проводимой руководством внутренней
и внешней политики, к необходимости смены данного политического курса. Третий
просто обижен на властные структуры в связи с конкретными событиями в его жизни
(задержка в выплате зарплаты, ущемление прав и законных интересов и т.д.). Личные
обиды обобщаются, недовольство действиями местных чиновников "генерализируется"
и переносится на государственную власть в целом и ее представителей. Все это
завершается ожесточенной решимостью совершить конкретные преступные акции.
Известную, хотя и не столь значительную (по сравнению с тем, что считалось
прежде) роль в формировании установки играют зарубежные влияния, разрушающие
веру в справедливость и эффективность существующей в стране политики, а в некоторых
случаях и активно толкающие к политической борьбе (исламский фундаментализм,
национализм, религиозный фанатизм и т.п.).
Собранная специалистами статистика психологических причин политических преступлений
последних лет свидетельствует о том, что наиболее распространенной является
идеологическая убежденность в ошибочности общественного устройства или проводимого
курса (на ее Долю приходится 85% всего комплекса причин). Антиобщественная направленность
личности, вызванная неудовлетворенностью человека обстоятельствами его жизни,
составляет 27%. Наконец, прямая обида
на органы власти образует 12% (см.: Криминология / Под ред. А.И. Долговой М.,
1997. С. 556-558.). В ряде случаев сочетаются несколько психологических причин.
Все эти причины, как видно из изложенного, не возникают сами по себе, случайным
образом. В основе их появления, а затем и реализации в конкретных преступных
действиях лежат объективные процессы социально-экономического, политического
и духовного характера. Социологический и политический анализ свидетельствует
о том, что кризисные явления в экономике, неустойчивая политическая ситуация,
неразбериха в государственном управлении, коррупция среди чиновничества, конфликтные
взаимоотношения центральных и местных властей и многое другое дезорганизуют
общественную жизнь, порождают неудовлетворенность, разочарование, толкают на
поиски иных путей развития, моделей общественного и государственного устройства,
а подчас и на активное преступное противодействие существующему порядку. Таким
образом, социальная ситуация, с одной стороны, выступает в рассматриваемых случаях
в качестве негативного фактора формирования личности, а с другой - в виде повода
для совершения преступления. Часто они совпадают.
Значение состояния экономики, политики, духовной жизни общества в формировании
народного сознания и поведения исключительно велико. На роль жизненных условий
в возникновении политических катаклизмов обращали внимание многие мыслители.
Известный английский философ Ф. Бэкон писал еще четыреста лет тому назад; "Сколько
в государстве разоренных, столько готовых мятежников… А если к разорению и оскудению
знати прибавляется обнищание простого народа, опасность становится велика и
неминуема, ибо мятежи, вызываемые брюхом, есть наихудшие".
Приведенные соображения о причинах политической преступности подводят к выводам
относительно организации ее предупреждения.
Основную роль здесь играют средства и методы общего предупреждения
преступлений, которые должны быть направлены на решение кардинальных проблем
общественного развития: повышения уровня жизни населения, сглаживание существенных
различий в доходах граждан, ликвидацию кризисных явлений в экономике и т.д.
Предупреждению антигосударственной политической деятельности способствует своевременное
разрешение не только экономических проблем, по и вопросов, связанных с межнациональными
конфликтами или религиозными спорами. Существенную роль играет внутриполитическая
стабилизация: достижение общественного согласия, прекращение противостояния
ветвей власти и политических партий, признание и поддержание плюрализма взглядов,
обеспечение обстановки терпимости к другим мнениям и политическим предпочтениям.
Все эти социально-экономические и политические меры общего предупреждения
должны дополняться системой правовых мероприятий. Главное из них - твердое поддержание
конституционного порядка, при котором возможные разногласия между политическими
партиями, социальными группами, отдельными гражданами решаются не путем конфронтации,
переходящей в насилие, а в соответствии с юридическими механизмами, созданными
в этих целях (парламентские слушания, "круглые столы", арбитраж, суд
и т.д.). Понятно, что для этого необходимо достижение достаточно высокого уровня
политической и правовой культуры в стране.
За последние годы государство фактически сняло с себя заботу о воспитании граждан.
В результате средства массовой информации, подчиняясь интересам финансовых воротил,
развернули безудержную пропаганду секса, насилия, пренебрежения к законам и
государственным установлениям. Очевидно, в систему общей профилактики политической
преступности должны быть включены также просветительные и воспитательные меры,
направленные на укрепление нравственности, поддержание чувства патриотизма,
любви к своей Родине и уважения к существующим национальным институтам. Особенно
важно это на ранних этапах формирования личности - в семье, школе.
Специальное предупреждение политической преступности осуществляется
правоохранительными органами, среди которых ведущую роль в рассматриваемой сфере
играет Федеральная служба безопасности (ФСБ). Отказавшись от тотального политического
контроля, которым занимались органы государственной безопасности в советское
время, указанная служба призвана предупреждать преступления противогосударственной
направленности, раскрывать и расследовать их, принимать меры к устранению причин
и условий, их порождающих.
Федеральная служба безопасности анализирует политическую обстановку в стране
и, установив сферы социальной напряженности, чреватые нежелательными конфликтами,
обращает на это внимание правительства и соответствующих государственных органов
или общественных организаций. Расследуя конкретные дела об антигосударственной
деятельности, ФСБ вправе вносить представления о причинах и условиях, способствующих
политическим преступлениям. Указанные представления должны быть рассмотрены
адресатами в месячный срок.
При обнаружении признаков подготовки конкретного преступления, сотрудники
ФСБ обязаны принять конкретные меры к его предотвращению и пресечению, с тем
чтобы не допустить его реального совершения. В этой связи особо важное значение
имеет борьба с распространенностью в стране незаконного хранения оружия и взрывчатых
веществ, проводимая не только ФСБ, но и милицией и таможней. Серьезная роль
принадлежит разработке законодательства, направленного на запрещение экстремистских
организаций правого и левого толка, на предупреждение образования религиозных
сект и других антиобщественных групп, проповедующих антиконституционные, насильственные
методы овладения государственной властью.
В силу достаточно широкой распространенности нападений на различные категории
граждан и должностных лиц, в том числе заказных убийств, имеющих, возможно,
политическую подоплеку, важное предупредительное значение имеет превентивная
охрана этих лиц, а также ограничение доступа посторонних лиц в государственные
учреждения, общественные организации и частные фирмы. Помимо поддержания порядка
в пропускной системе здесь имеют значение и технические средства, например,
телевизионные камеры слежения, рентгеновские аппараты и магнитные датчики для
обнаружения оружия и взрывчатых веществ и т.п. При этом установление надежного
контроля за порядком и безопасностью не должно перерастать в атмосферу недоверия
и подозрительности по отношению ко всем и каждому, что свойственно "полицейскому
государству", но решительно противоречит статусу демократического правового
общества.
|