Меры предупреждения (профилактики) корыстных преступлений принято дифференцировать
на общие, т.е. нецеленаправленно или объективно воздействующие на криминогенные
факторы данного рода преступности, и специальные, т.е. меры целенаправленно
воздействующие на такие факторы.
Одновременно в качестве критерия для классификации мер борьбы с корыстной преступностью
также используется принадлежность таких мер к однородной социальной сфере. На
основе данного критерия выделяются экономические, политические, правовые, психологические,
организационные, технические меры борьбы с корыстной преступностью.
В планировании борьбы с преступностью применяются и иные подходы к классификации
таких мер, например особенности видового объекта посягательства (см., напр.:
Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996 - 1997
годы. Утв. постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. //СЗ РФ 1996. №22.
Ст. 2096.).
Следует также учитывать принципиальные различия национальных, региональных,
локальных, объектных и индивидуальных мер борьбы с преступностью. В данном случае
будет рассмотрен уровень национальных мер.
Экономические меры борьбы с корыстной преступностью
Общие:
а) преодоление экономического кризиса;
б) снижение уровня реальной инфляции до 2-4% в год;
в) снижение степени поляризации населения по уровню доходов;
г) ресурсное обеспечение прожиточного минимума населения;
д) поддержание реальной безработицы на уровне не выше 5-6% трудоспособного населения.
Специальные:
а) адекватное ресурсное обеспечение подразделений правоохранительных органов
по борьбе с преступлениями в сфере экономики;
б) создание экономической основы государственных внебюджетных фондов, предусматривающих
обособленное финансирование программ компенсации ущерба жертвам преступлений
в сфере экономики.
Политические меры борьбы с корыстной преступностью
Общие:
а) обеспечение стабильности ограниченного государственного управления имуществом
и экономической деятельностью;
б) поддержание устойчивого равновесия государственных и частных интересов в
экономике;
в) ограничение коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления,
ведающих государственным регулированием экономикой.
Специальные:
а) разработка государственной стратегии борьбы с корыстной преступностью;
б) определение целей и задач борьбы с преступностью в сфере экономики в программных
документах политических партий и движений;
в) обеспечение государственной поддержки развитию негосударственных институтов
борьбы с преступностью в сфере экономики и отдельными ее видами.
Правовые меры борьбы с корыстной преступностью
Общие:
а) устранение противоречий в правовом регулировании собственности, экономической
деятельности и службы в коммерческих и иных организациях;
б) восполнение пробелов в правовом регулировании отдельных видов экономических
отношений (например, отношений собственности на землю).
Специальные:
а) внесение изменений и дополнений в уголовное законодательство в части, относящейся
к усовершенствованию норм об ответственности за преступления против собственности
в сфере экономической деятельности (например, установление нормативных определений
крупного Ущерба и крупного размера применительно к тем преступлениям в сфере
экономической деятельности, для которых количественное содержание этих признаков
не установлено);
б) устранение терминологической несогласованности гражданского, административного,
таможенного, налогового, валютного и уголовного законодательства;
в) разработка и принятие официального толкования норм об ответственности за
преступления в сфере экономики;
г) совершенствование правового регулирования деятельности подразделений правоохранительных
органов, осуществляющих борьбу с отдельными видами преступлений в сфере экономики;
д) нормативное урегулирование механизма компенсации ущерба, причиненного жертвам
преступлений в сфере экономики.
Психологические меры борьбы с корыстной преступностью
Общие:
а) воспитание уважения к законодательным установлениям в сфере экономики;
б) формирование идеалов честного предпринимательства;
в) формирование доверия населения к государственной экономической политике;
г) воспитание негативного отношения к уклонению от уплаты налогов.
Специальные:
а) информирование населения о состоянии правового регулирования ответственности
за корыстные преступления;
б) воспитание солидарности населения с уголовно-правовыми запретами в отношении
общественно опасного экономического поведения;
в) информирование о негативных последствиях нарушения уголовно-правовых запретов
в сфере экономики;
г) информирование о мерах профилактики отдельных видов корыстных преступлений;
д) информирование о способах легальной защиты прав, нарушенных в результате
совершения корыстных преступлений;
е) демонстрация положительных результатов предупреждения и пресечения отдельных
видов корыстных преступлений.
Организационные меры борьбы с корыстной преступностью
Общие:
а) разработка и внедрение новых социальных технологий, объективно препятствующих
совершению корыстных преступлений (обеспечение "прозрачности" государственного
бюджета, объявление рейтингов свободных от коррупции сфер государственного управления
отдельными секторами экономики; отраслевая паспортизация субъектов экономической
деятельности и др.).
Специальные:
а) криминологическая экспертиза экономического законодательства;
б) создание системы криминологического мониторинга всех отраслей экономики;
в) разработка специализированных программ (планов) либо разделов таких программ
(планов) борьбы с отдельными видами корыстных преступлений;
г) оптимизация системы подразделений правоохранительных органов, осуществляющих
борьбу с отдельными видами корыстных преступлений;
д) совершенствование механизма взаимодействия отечественных и зарубежных правоохранительных
органов, осуществляющих борьбу с корыстными преступлениями транснационального
характера.
Технические меры борьбы с корыстной преступностью
Общие:
а) разработка и внедрение технических средств, обеспечивающих персонифицированные
доступ к имуществу, производство, распределение и потребление товаров и услуг;
б) создание технологий в промышленности, сферах оказания услуг и потребления,
объективно препятствующих изъятию имущественных ценностей или использованию
их не по назначению.
Специальные:
а) создание специализированного программного обеспечения поддержки и принятия
управленческих решений в сфере борьбы с отдельными видами корыстных преступлений;
б) создание автоматизированных информационно-поисковых систем применительно
к решению задач обнаружения и квалификации отдельных видов корыстных преступлений;
в) разработка и внедрение организационно-технического обеспечения быстрого фиксирования
следов неочевидных корыстных преступлений.
|