Коррупционная преступность - традиционный и достаточно распространенный вид
преступности в большинстве стран мира.
Понятие коррупционной преступности не тождественно понятию коррупции, поскольку
феномен коррупционной преступности есть лишь часть явления коррупции вообще,
хотя и наиболее опасная с точки зрения общественных интересов. Вместе с тем
анализ содержания рассматриваемого вида преступности невозможен без изучения
существенных признаков коррупции.
Под коррупцией (от лат coiruptio - разламывать, портить, повреждать)
как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность
государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических
деятелей вообще. (см.: Словарь иностранных слов. М., 1954. С. 369.).
Изучение дошедших до нас памятников истории и права позволяет заключить, что
явление коррупции хорошо известно с древнейших времен и, по-видимому, было присуще
всем государствам в любые периоды их развития. Однако нетрудно заметить, что
распространенность и общественная опасность этого явления скачкообразно возрастают
в периоды крупных социальных потрясений (Л.Н. Гумилев приводит любопытный пример
механизма распространения коррупции в Китайской империи (I в.), способствовавший
ее падению: "Все желали получить как можно драгоценного товара, чтобы,
продав его, ублажить своих дочерей и жен. Естественно, у китайцев развилась
система, при которой все делалось, как бы сегодня сказали, "по блату".
Все жены и наложницы императора стали протаскивать своих родственников на должности
правителей и начальников. Эти родственники, получив право на управление какой-либо
областью, немедленно начинали прижимать крестьян, чтобы добыть деньги на взятки.
Их преступления, естественно, не могли оставаться секретом для правительства:
китайцы все время писали друг на друга доносы, благо среди них было много грамотных.
Наместников время от времени казнили. Но те, предвидя горькую судьбу, закапывали
в землю клады, сообщая места своим детям. И потому правительство, хорошо зная
права соотечественников, стало казнить не только преступника, но и всю его семью".
(Гумилев Л.Н. Oт Руси к России. М., 1992. С. 25.)), нередко сопровождавшихся
почти полным разрушением законности и одновременным ростом зависимости народа
от произвола государственных служащих Современная Россия в этом смысле не исключение.
Сущность коррупции как социально-правового явления, на наш взгляд, двуедина.
С одной стороны, она выражается в использовании лицом, осуществляющим те или
иные государственные функции, своего официального статуса в целях получения
незаконных преимуществ (продажность), а с другой - в предоставлении лицу таких
преимуществ заинтересованным субъектом (подкуп).
Разделять, а тем более противопоставлять друг другу эти стороны коррупции для
поиска наиболее эффективной модели ограничения ее распространенности нецелесообразно.
Тем не менее традиционно считается, что в противоречивом единстве рассматриваемых
сторон доминирует (в том числе, с точки зрения большей общественной опасности)
продажность лиц, осуществляющих государственные функции.
Содержание коррупции определяется совокупностью разнообразных деяний (действий
или бездействия), выражающихся в незаконном получении имущества, услуг или льгот
лицом, уполномоченным на осуществление государственных функций, а также в предоставлении
ему таких преимуществ.
Формами проявления коррупции выступают специфические виды нарушения этических
и правовых норм лицами, уполномоченными на выполнение государственных функции.
Примером этических нарушений может служить совершение государственным служащим
действий, которые могут отрицательно повлиять на общественное мнение о состоянии
законности на государственной службе, хотя прямо и не запрещены законом или
иным нормативным актом (систематическое присутствие на банкетах, проводимых
организациями, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию данного
лица, бесплатное пользование услугами, подлежащими оплате, при отсутствии признаков
правонарушения).
Коррупционные правонарушения в отличие от аморальных коррупционных проступков
запрещены нормами права и предуматривают юридическую ответственность. Выделяются
три основных вида коррупционных правонарушений: 1) гражданско-правовые деликты;
2) административные проступки; 3) преступления.
К гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся:
а) принятие в дар работниками государственных и муниципальных учреждений, учреждений
социальной защиты и иных подобных учреждений подарков (имущества или имущественных
прав) от граждан находящихся в них на течении, содержании или воспитании супругами
и родственниками этих граждан; а также дарение таким работникам подарков в связи
с указанными обстоятельствами;б) принятие в дар и дарение подарков государственным
служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным
положением или с исполнением последними служебных обязанностей, - при
условии, что стоимость любого подарка во всех случаях превышает пять минимальных
размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ).
К административным коррупционным проступкам относятся: а) собственно
административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Кодексом
РСФСР об административных правонарушениях (мелкое хищение государственного имущества
путем злоупотребления служебным положением (ст. 49); б) дисциплинарные проступки
(вид административных правонарушений), выражающиеся в нарушении государственными
и муниципальными служащими законодательства о государственной службе и (или)
принятых в соответствии с ним иных нормативных актов (например, осуществление
работником милиции предпринимательской деятельности вопреки ст. 20 Закона РСФСР
о милиции).
Коррупционные преступления - это предусмотренные УК РФ общественно
опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся
в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо
преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении
последним таких преимуществ.
Вместе с тем авторитет публичной службы (государственной службы и службы в
органах местного самоуправления) может выступать как основным, так и обязательным
дополнительным непосредственным объектом преступного посягательства либо факультативным
его объектом. В этой связи коррупционные преступления могут быть разделены на
три группы: 1) собственно коррупционные преступления, посягающие
на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления,
выступающий в качестве основного непосредственного объекта таких
посягательств (коррупционные преступления в узком значении понятия); 2) коррупционные
преступления, посягающие на ту же социальную ценность как на обязательный дополнительный
непосредственный объект (коррупционные преступления в широком значении понятия);
3) коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как
на факультативный (необязательный) объект.
К собственно коррупционным преступлениям могут быть отнесены пять видов уголовно
наказуемых деяний: 1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК
РФ); 2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
3) получение взятки (ст. 290 УК РФ); 4) дача взятки (ст. 291 УК РФ); 5) служебный
подлог (ст. 292 УК РФ).
В число коррупционных преступлений, относящихся ко второй группе, следует включить
5 видов преступлений: 1) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
(ст. 169 УК РФ); 2) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); 3) контрабанда,
совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п.
"б" ч. 3 ст. 188); 4) провокация взятки (ст. 304); 5) организация
преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из преступлений
первой или второй группы, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210
УК РФ).
И, наконец, к третьей группе преступлений могут быть отнесены деяния, предусмотренные:
п. "б" ч. 2 ст. 160, ст. 164, п. "в" ч. 2 и ч. 3 ст. 174;
ч. 3 ст. 175; ст. 176,177,193,199, п. "в" ч. 2 или ч. 3 ст. 221, п.
"в" ч. 3 или ч. 4 ст. 226; п. "в" ч. 2 или ч. 3 ст. 229;
ч. 3 ст. 256; ч. 2 ст. 258 УК РФ.
Преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях,
ответственность за которые предусмотрена в главе 23 УК РФ, не могут быть отнесены
к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда авторитету
государственной службы или службы в органах местного самоуправления.
Итак, можно сформулировать следующее определение понятия коррупционной преступности
(в узком значении).
Коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность
преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах
местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами,
уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении
данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.
|