Главная · Интернет магазин · Новости · Контакты · Поиск · Карта сайтаFriday, June 23, 2017
Навигация
Главная
Интернет магазин
Видеонаблюдение
Спутниковое телевидение
Спутниковый интернет
Библиотека
Файловый архив
Часто задаваемые вопросы
Фотогалерея
Контакты
Поиск
Проверить свободный домен
Определить тИЦ и PageRank
§ 3. Личность преступника и причины коррупционной преступности

Характеристика лиц, совершивших коррупционные преступления, включает два относительно самостоятельных и существенно различающихся криминологических портрета: 1) лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, незаконно получивших преимущества по государственной или муниципальной службе вопреки ее интересам; 2) лиц, предоставивших такие преимущества последним. Критерием для подобной дифференциации служит уголовно-правовой признак наличия особого публичного статуса.

В соответствии с особенностями этого статуса в 1996 г. структура первой группы лиц (коррупционеров) выглядела следующим образом: работники министерств, комитетов и их структур на территории субъектов Российской Федерации - 41,1%; сотрудники правоохранительных органов - 26,5%; работники контролирующих органов - 8,9%; работники таможенной службы - 3,2%; депутаты - 0,8%; иные категории - 19,6% (см.: Волженкин Б.В. Коррупция. СПб., 1998. С.14.).

Из статистического анализа в наибольшей степени коррупции подвержены служащие органов исполнительной власти. При этом необходимо иметь в виду, что особый уголовно-процессуальный статус депутатов, судей и прокуроров препятствует эффективному выявлению и привлечению к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц из их числа.

Коррупционеры, как показало проведенное в 1994-1996 гг. исследование в Москве, отличались большими, чем среднестатистический преступник, средним возрастом - 37 лет, а также уровнями феминизации (27% коррупционеров - женщины) и образования (52% лиц с высшим и неоконченным высшим образованием).
Опрос 124 осужденных за коррупционные преступления, проведенный в тот же период, показал, что 72% из них были осведомлены об уголовной противоправности своего деяния; 96% рассчитывали избежать наказания; 83% считали назначенное им наказание незаслуженно суровым и лишь 2% полагали, что понесли справедливое наказание (15% затруднились ответить).

Криминологический портрет второй группы лиц практически не отличается от характеристики личности среднестатистического преступника.

Причины и условия коррупционной преступности

Экономические факторы коррупционной преступности. К числу основных экономических факторов рассматриваемого явления в России следует отнести:
а) экономическую нестабильность, проявляющуюся прежде всего в бессистемных изменениях инфляции и, следовательно, в сверхвысоких темпах обесценивания денежного содержания государственных и муниципальных служащих, что провоцирует поиск последними любых
источников доходов (в результате финансового кризиса августа 1998 г. средний размер месячного содержания сотрудников правоохранительных органов уменьшился в течение двух месяцев с двухсот долларов США до пятидесяти);
б) появление достаточно представительного слоя людей, имеющих сверхвысокие доходы и, следовательно, свободные деньги, которые могут широко использоваться для подкупа;
в) завышенные темпы приватизации государственной собственности;
г) отсутствие эффективной рыночной конкуренции, позволяющее получать необоснованные сверхдоходы;
д) традиция уравнительного подхода к оплате труда государственных и муниципальных служащих, провоцирующая создание незаконных, но более эффективных механизмов компенсации дополнительных затрат.

Политические факторы коррупционной преступности:
а) отчуждение большей части населения от власти, в частности от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое уже само по себе постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника;
б) реальная возможность представителей власти (прежде всего на уровне высших ее органов) определять в своих интересах формы наказуемого коррумпированного поведения для государственных служащих или препятствовать установлению ответственности за коррупционное поведение;
в) отсутствие эффективного парламентского контроля за состоянием коррумпированности высших должностных лиц государства;
г) нестабильность существующих форм политического устройства общества на всех уровнях, провоцирующая недобросовестное отношение государственных и муниципальных служащих к своим обязанностям;
д) расширяющееся проникновение в государственные органы власти представителей организованных преступных групп и преступных сообществ;
е) непомерно высокая численность государственного аппарата, естественно, ухудшающая условия оплаты труда государственных служащих и качество контроля за их работой;
ж) ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц;
з) отсутствие эффективного политического механизма, обеспечивающего быстрое лишение полномочий государственных и муниципальных служащих, скомпрометировавших себя в глазах населения действиями, которые традиционно воспринимаются как коррупция (присвоение дорогих подарков, систематическое присутствие на бизнесбанкетах и т.п.).

Существование специфических правовых причин и условий коррупционной преступности (как обособленной части соответствующего политического комплекса) в значительной степени обусловлено самой природой юридической нормы как общего для всех правила поведения, которая изначально предполагает необходимость предоставления правоприменителю (обычно это государственный или муниципальный служащий) некоторой свободы усмотрения. Чем больше этой свободы, тем шире объективные основания для коррупционных правонарушений. В этой связи, в частности, можно утверждать что особенности действующего законодательства России, объективно способствуют распространению коррупции в системе уголовной юстиции. За право виновного на всесторонний учет свойств его личности при определении меры ответственности за преступление общество платит предоставлением правоприменителю (следователю, прокурору, судье) большей свободы в применении закона.

К числу таких причин и условий коррупционной преступности следует отнести:
- отсутствие законодательного определения коррупционного преступления;
- сохраняющееся господство ведомственного нормативного саморегулирования по отношению к законодательному, препятствующее эффективному контролю за предпосылками коррупции на уровне ведомств;
- почти полное отсутствие административно-правовых запретов на различные виды коррумпированного поведения;
- существование многочисленных пробелов в законодательстве, регламентирующем налогообложение государственных служащих;
- объективное бессилие законов вообще в условиях общего кризиса.

Психологические причины и условия коррупционной преступности включают:
- многовековые традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе в России (см., напр.: Колодкин Л.М. Ответственность чиновников полиции но законодательству царской России // Правовые и организационные' проблемы борьбы с коррупцией. М. 1993. С. 13.);
- традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами об ответственности за подкуп;
- относительно низкий уровень правовых знаний взрослого населения, ставящий его в условие повышенной зависимости от государственных служащих;
- психологическая готовность значительной части населения к подкупу государственных служащих для реализации как законных, так и незаконных интересов;
- крайне низкий, субъективно воспринимаемый риск быть привлеченным к ответственности за совершение коррумпированного деяния;
- феномен обоюдной вины подкупаемого и подкупающего.

И, наконец, причины и условия коррупции организационного характера:
- структурная неадекватность правоохранительной системы целям борьбы с коррупцией;
- незначительная практика применения правовых норм, предназначенных для борьбы с коррупцией;
- отсутствие сколько-нибудь эффективной административной и уголовной статистики коррупционных преступлений;
- отсутствие федерального и регионального регистров (учреждений, осуществляющих регистрацию и учет) лиц, которым запрещено занимать должности на государственной и муниципальной службе;
- отсутствие специализированного внебюджетного фонда по финансированию специальных мер по борьбе с коррупционной преступностью;
- низкая учебно-методическая обеспеченность подготовки специалистов в сфере борьбы с коррупционной преступностью;
- малоэффективный механизм взаимодействия правоохранительных органов по вопросам борьбы с коррупционной преступностью (прежде всего на местном и региональном уровне).

Гость
Полезные ссылки:
Красивые заставки

Catherine Zeta-Jones - Кэтрин Зета-Джонс

Catherine Zeta-Jones - Кэтрин Зета-Джонс
Copyright X-COM Company © 2011

Rambler's Top100