Главная · Интернет магазин · Новости · Контакты · Поиск · Карта сайтаFriday, December 15, 2017
Навигация
Главная
Интернет магазин
Видеонаблюдение
Спутниковое телевидение
Спутниковый интернет
Библиотека
Файловый архив
Часто задаваемые вопросы
Фотогалерея
Контакты
Поиск
Проверить свободный домен
Определить тИЦ и PageRank
§ 3. Истоки и развитие организованной преступности в России

Начало существования сплоченной преступной среды в России относится по преимуществу ко времени, когда массовая экспроприация земли у крестьян и, следовательно, быстрая национализация создали условия для первоначального капиталистического накопления. Это последняя треть XV - первые десятилетия XVI в. К этому же времени относятся и первые свидетельства о существовании воровских организаций.

Исследователи, изучавшие преступный мир России, отмечали, что к XVIII в. встречались целые селения воров и разбойников. Такое положение было характерно для любого более или менее обжитого места России. К этому же периоду относится появление традиций и "законов" преступного мира, некоторые из которых сохранились до настоящего времени: внесение определенных сумм денег при вступлении в "воровское братство", необходимых для поддержания членов группы; проведение при этом обрядов посвящения; наделение кличками; обращение на жаргоне - "фене" (тайном языке офеней - бродячих торговцев-коробейников) и др.

Известный правозащитник и исследователь уголовного прошлого Российской Империи В. Чалидзе считает, что для изучения организационной структуры воровского мира весьма важны два обстоятельства: то, что их ассоциации ведут свою историю издавна, и то, что этот мир весьма консервативен в почитании своих организационных и этических принципов. Именно эта консервативность позволяет проводить аналогию между воровской организацией и артелью - давнишним русским социальным институтом, дожившим в прежнем виде до начала XX в. и не прекратившим существование и ныне.

Главная отличительная черта воровских артелей от других - высокий уровень тоталитарности воровских ассоциаций, непризнание за членами воровского сословия права выйти из него и вернуться в общество.

В XIX столетие преступный мир России вступил окрепшим, сплоченным, монолитным, имеющим силу противопоставить себя общественному порядку и закону. Его традиции, обычаи, "законы" укрепились в сознании целых поколений правонарушителей. К концу XIX в. преступный мир приобрел черты стройной организации.
Однако становлению "российской мафии" мешали отсутствие рынка и сильная военно-политическая государственная власть в Российской Империи, "ломавшая хребты" потенциальным конкурентам. Казнокрадство и взяточничество придворных и чиновников всегда были хронической болезнью Империи, но и в организованную преступность они не складывались, поскольку не были связаны с теневым производственным процессом и потоками капитала.

В предреволюционный период (1917 г.) в условиях экономического и политического кризиса в стране возникла торгово-финансово-промышленно-чиновничья организованная преступность. Получая сверхприбыль на военных поставках и на спекуляции вокруг карточной системы, организованная преступность быстро дестабилизировала страну, еженедельно возникали и исчезали новые имена дельцов, складывались и лопались многомиллионные состояния. Черный рынок перекрыл обыкновенный во много раз. Коррупция охватила аппарат, связанный с финансовыми и товарными потоками. Но предреволюционная организованная преступность, несмотря на свой огромный вес и масштаб операций, была зыбкой.

Революция 1917 г. и последующие события коренным образом изменили ситуацию в преступном мире России. В первые послереволюционные годы многие профессиональные преступники были выпущены на свободу, некоторые из них даже пришли на службу в органы ЧК и милицию. Тем самым были нарушены вековые воровские законы. Одновременно в организованные банды объединялись бывшие сотрудники жандармерии, офицеры разгромленной белой армии.

Историки отмечают, что после революции 1917 г. составной частью организованной преступности являлись небольшие группы криминального характера, использовавшие политическое прикрытие в виде партийной атрибутики, самоназвания и т.н. На уголовную стезю становились порой и отдельные подпольные организации большевиков, левых эсеров, максималистов, находившихся в тылу армий Колчака, Деникина, Врангеля.

Криминальный характер носила деятельность многих, небольших по численности, повстанческо-партизанских отрядов, особенно тех, которые находились под влиянием и руководством уголовных элементов.

К концу 20-х годов наблюдается определенный кризис в распределении сфер влияния в преступном мире. Постоянные конфликты между различными сообществами диктовали необходимость совершенствования воровских "законов". В результате на базе традиций и обычаев прошлого возник единый воровской "закон", по которому наиболее авторитетных преступников стали именовать "ворами в законе". Именно к этому периоду относятся некоторые принципы деятельности "воров в законе", которые сохранили актуальность до настоящего времени:
- решение сложных вопросов коллегиально на "сходках" как в местах пиления свободы, так и "на воле";
- возрождение "общака" как материальной базы преступников, образование "ворами в законе" в каждой местности своих баз, общин, "малин";
- соблюдение "закона" мести за отход от соблюдения воровских обычаев и традиций.

С середины 20-х годов исправительные учреждения стали в основном заполняться не уголовниками, а репрессированными жертвами тоталитарного террора. Администрация лагерей поощряла издевательства "блатных" над "политическими", большую часть из которых составляли обыкновенные рабочие и крестьяне. Такое сотрудничество с администрацией расслоило касту "воров в законе". Появился новый кодекс, позволяющий частичное сотрудничество с работниками лагерей. Это было вызвано и тем, что с середины 30-х годов одновременно с политическим террором были ужесточены репрессивные меры по отношению к профессиональным преступникам. В этих целях органы НКВД использовали систему внесудебных репрессий, или "особое совещание", которому было делегировано право привлекать к уголовной ответственности "социально опасный элемент" на основании агентурной информации и справок о прежней судимости. Уголовный мир был вновь загнан в подполье и вынужден был в местах лишения свободы бороться за выживание. Серьезное расслоение произошло в среде уголовников в годы Великой Отечественной войны, когда значительная их часть по своей воле приняла участие в борьбе с фашизмом, а другая часть пошла на службу к гитлеровским оккупантам. Криминальная активность и той, и другой категории уголовников в послевоенный период во многом способствовала вспышке бандитизма в стране.

Хрущевская "оттепель", либерализация уголовного наказания, попытки первых экономических реформ стимулировали уголовный мир изменить свою направленность. "Старая" профессиональная преступность, которая формировалась из шаек уголовников, приобрела в новых социальных условиях совершенно иное качественное состояние, весьма схожее с аналогичным явлением в развитых западных странах: появилась сетевая структура организации, при которой стал возможен и даже неизбежен раздел сфер и территорий между группами; произошло сращивание преступников общеуголовного профиля с расхитителями, тех и других - с представителями государственного аппарата.

Строительство "потребительского" социализма под лозунгами типа "догнать и перегнать Америку" в условиях негибкой сверхцентрализованной экономики, авторитарного политического режима, реанимации феодально-клановых отношении в Закавказье, на Северном Кавказе и в Средней Азии способствовало превращению СССР, по образному выражению известного философа и писателя А. Зиновьева в книге "Коммунизм как реальность", в общество "гангстерского социализма". Именно в "хрущевский", а затем в "брежневский" периоды формируется структуры теневой экономики, сращенные с коррумпированными чиновниками и группами уголовников, которые составили основу современной организованной преступности.

Поскольку существовала профессиональная преступность, началось вторичное перераспределение преступно нажитых средств. Традиционная уголовная среда в этих условиях переориентировалась, стала обворовывать и грабить тех, кто обогащается. Резко возросли различные виды игорного мошенничества, похищения людей, появился рэкет (вымогательство) в уголовной среде. Среди профессиональных преступников появились "авторитеты" - лидеры. Они делили территории и сферы влияния, усиливали криминальный прессинг на дельцов теневой экономики. Со временем обозначилась тенденция сращивания дельцов с главарями преступных сообществ уголовников. Причем этому предшествовали специальные "организационные" меры. Например, договоренности закреплялись на сходках лидеров уголовной среды, где присутствовали и представители экономической преступности. Дельцы обязывались выплачивать 10 - 15% от суммы противоправного дохода, а уголовники гарантировали им безопасность. В дальнейшем появилась и другая форма сращивания: уголовники стали охранять дельцов от экономики, помогать им в сбыте продукции и расправе над конкурентами.

К середине 80-х годов в обществе существовали высокоорганизованные антисоциальные силы: коррумпированная часть партийно-государственной бюрократии и мафиозные структуры. Именно они хлынули в образовавшийся при сломе административных структур вакуум, активно ломая эти структуры и обогащаясь в условиях хаоса. В руки преступников попал огромный стартовый капитал в результате антиалкогольной кампании, которая не только породила дефицит в госбюджете, но и способствовала возникновению новых устойчивых мафиозных структур, быстрому наращиванию теневого капитала. Разрешение кооперативам и совместным предприятиям вести бесконтрольную внешнюю торговлю при неконвертируемом рубле, искусственно заниженных (по сравнению с мировыми) внутренних ценах и наличии больших теневых капиталов привело к спекуляции национальным достоянием. Возникла реальная угроза экономической безопасности страны из-за возрастающих объемов контрабандных поставок импортных товаров; экспорта необработанного сырья; махинаций по перераспределению кооперативам и совместным предприятиям различной фондируемой продукции и сырья в ущерб государственным заказам; реализации им же повсеместно скопившегося на госпредприятиях неликвидов для вывоза за рубеж; незаконного ввоза и вывоза капиталов без организации совместных производств, что приводило к накоплению на счетах СП крупных сумм в рублях, которые обмениваются на иностранную валюту но курсу "черного" рынка. С помощью коррупционеров с иностранными фирмами заключались невыгодные для страны контракты на поставку продукции, сбывались стратегическое сырье и материалы. Катастрофический масштаб приобрели организованные преступления на объектах транспорта, которым способствовали блокады дорог, массовые "бросания" поездов без охраны на перегонах, скопления неохраняемого подвижного состава с ценными грузами на приграничных станциях и в морских торговых портах.

Масштабы организованной преступности все больше охватывали именно те сферы экономики, которые непосредственно связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей населения. Это относится, прежде всего, к предприятиям и организациям, осуществляющим хранение, транспортировку и реализацию товаров народного потребления. Облегчали преступную деятельность резко возросшие нарушения хозяйственных связей и развал потребительного рынка, попытки многих местных органов регулировать его неэкономическими методами, срыв поставок и завоза товаров в розничную торговую сеть, создание искусственного дефицита. Возрастанию масштабов преступлений способствовали так называемые "договорные", "кооперативные" цены, а с 1992 г. и "отпущенные" цены. Ценообразование без государственного регулирования во многих случаях использовалось для злоупотреблений, сокрытия истинных поступлений от торговли и сбыта. Все это предопределяло новые варианты организованной преступной деятельности. К началу 90-х годов, несмотря на меры противодействия со стороны правоохранительных органов, еще большее распространение получили преступные формирования бандитской и рэкетирской направленности. Они отличались высоким уровнем уголовного профессионализма, строгой иерархической структурой, распределением ролей. Подобные группы, как правило, были мобильны, имели автотранспорт, были хорошо оснащены технически (имели приборы ночного видения, радиостанции, газовые пистолеты и баллоны, бронежилеты и т.п.), были вооружены различными видами огнестрельного оружия, как самодельного, так и серийного производства.

В период коренных изменений социально-экономических отношений, когда происходит первоначальное накопление капитала, резкое расслоение населения по уровню доходов, когда изменяются стандарты и образцы поведения отдельных социальных групп, рост преступности становится неизбежным. Объективно в этих условиях государственные органы способны только сдерживать масштабы этого роста. Та критическая ситуация в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией, которая наблюдается сейчас, берет начало в 1988 г., когда после известного закона бывшего СССР о кооперации по существу и началось стихийно-неконтролируемое накопление капитала с перекачкой огромных государственных средств в кооперативный, а вернее, в частный сектор, носивший в большинстве случаев противозаконный характер. Здесь же находится точка отсчета слияния теневого мафиозного капитала, накопленного в годы тоталитарного режима, и молодого агрессивного гангстерского капитала первых лет демократизации.

В такой ситуации было неизбежным появление сначала стихийных, а затем организованных форм реагирования криминальной среды в виде рэкета и других форм корыстно-насильственных преступлений на образование нового класса - держателя крупного капитала.

Дальнейшее развитие событий уже в Российской Федерации также создало благоприятную почву для разрастания организованной преступности. Выдвинутый в программе "500 дней" лозунг о конверсии и легализации теневого капитала как одного из главных рычагов ресурсного обеспечения реформы сыграл для борьбы с мафией и коррупцией крайне отрицательную роль. Особенно негативно это отразилось на обеспечении прокурорского надзора и иного правоохранительного контроля за соблюдением законов о предпринимательстве, о коммерционализации, о налогообложении и антимонопольного законодательства. В результате процесс изменения форм собственности 90-х годов проходил, как правило, в нецивилизованных формах, часто принимал криминальный характер.

Нестабильность в социальную обстановку вносит деятельность криминальных структур, сформировавшихся по национальному пли религиозному признакам. Отдельные из них специализируются на совершении конкретных видов противоправной деятельности, но в основном занимаются вымогательством, наркобизнесом, торговлей оружием, мошенничеством и хищениями в сфере экономики, контролируют проституцию, игорный и авто-бизнес.

Большинство из выявленных преступных групп (около 65%) имеют и поддерживают связи с аналогичными формированиями в странах ближнего зарубежья - СНГ и Балтии.

Российские группы наладили преступные связи во многих странах дальнего зарубежья. Примерно 18% имеют связи в Германии, 12% - в США и Польше, 3 - 5% - в Швеции, Финляндии, Венгрии, Китае, Корее, Израиле, Болгарии и т.д.

Преступные группы, действующие на международной арене, специализируются на хищении и контрабанде валютных ценностей и антиквариата, нелегальном вывозе сырьевых ресурсов, оружейном бизнесе, кражах автотранспорта, радиоактивных материалов, проституции, рэкете, наркобизнесе.

Ряд лидеров преступных формирований приняли подданство других государств и выехали за границу, что порождает определенные трудности с их задержанием и привлечением к уголовной ответственности. Находясь вне пределов России, они продолжают руководить преступными формированиями, создают совместные фирмы для легализации криминальных доходов.

В условном едином организованно-криминальном пространстве можно выделить пять видов участников преступных формирований:
1) "лжепредприниматели", которые появились в 1988 г. с момента принятия Закона СССР "О кооперации". Специализируются на финансовых аферах (получение незаконных кредитов и их присвоение путем лжебанкротствa, подкупа сотрудников банковской системы, трансфертные операции по конвертации рубля, использование фальшивых авизо, векселей и других банковских документов), "перекачке" государственных средств на счета коммерческих структур с последующим их присвоением, незаконной приватизации государственного и общественного имущества с дальнейшей спекуляцией недвижимостью, перепродаже стратегического сырья, полученного по лицензиям и квотам от коррумпированных чиновников;
2) "гангстеры", основная направленность - рэкет (квалифицированное вымогательство) и сопряженные с ним бандитизм, разбои, грабежи, кражи. Главный объект - "лжепредприниматели", которые в начальный период обычно подвергаются силовому давлению, а затем вынуждены заключать с "гангстерами" соглашения с целью охраны и слияния преступно добытых капиталов. Кроме того, "гангстеры" контролируют традиционные "классические" сферы противоправной деятельности: наркобизнес, игорный бизнес, проституцию;
3) "расхитители" ("госворы") - организованные группы преступников, сформировавшиеся еще в "застойный" период, особенно в сфере госторговли, а в годы реформ сосредоточившие свою противоправную деятельность в сферах приватизации госимущества, продажи сырья, цветных и редкоземельных металлов, леса, "перекачки" рублевых и валютных средств на счет коммерческих структур "лжепредпринпмателей". Ввиду этих противоправных действий и обладания значительным преступно добытым капиталом также стали объектом силового давления "гангстеров";
4) "коррупционеры" - группы госчиновников в органах власти, управления, предатели в правоохранительных органах, которые в результате подкупа предоставляют "лжепредпрпнпмателям" и "госворам" незаконные услуги, льготы, участвуют с ними в распределении сверхприбылей, обеспечивают их "прикрытие" в случае угрозы наступления уголовного преследования;
5) "координаторы" - элита преступного мира, как правило, "воры в законе" либо "авторитеты", обеспечивающие "стабильность" системы организованной преступности путем взаимодействия с каждым из названных выше элементов:
"лжепредпринимателям" они обеспечивают защиту от "гангстеров" и "прикрытие" коррупционеров;
"гангстерам" помогают осуществить раздел сфер влияния, подыскивают новые объекты для преступления, обеспечивают "прикрытие" "коррупционеров" в правоохранительных органах";
"госворам" обеспечивают механизмы хищении, контрабандных сделок, "защиту" от "гангстеров" и "прикрытие" со стороны коррупционеров;
"коррупционерам" поставляют новых "клиентов" для "прикрытия", "сдают" ослушавшихся "гангстеров" и "лжепредпринимателей" для создания видимости активной борьбы с мафией.

На "координаторов" ложится обязанность по хранению и использованию регионального "общака" (общей денежной кассы), который все чаще вкладывается в коммерческие структуры для получения прибылей и спасения "общака" от инфляции. Приведенная типовая схема весьма условно отображает реальность, так как большинство преступных сообществ аморфны. Наблюдается "перетекание" "гангстеров" в "лжепредпринимателей".

"Идеология", которую насаждают "координаторы" преступной среды, неоднородна, в ней наблюдаются как тенденции ретропрофессионализма (реанимация традиций и обычаев "воров в законе"), так и неопрофессионализм в виде копирования системы взаимоотношений по типу западных (либо восточных) мафиозных и гангстерских организаций. Взгляды и привычки различаются и в зависимости от принадлежности к тому или иному виду преступного промысла (дельцы-расхитители, коррумпированные с госаппаратом, бандиты, рэкетиры, сутенеры, карманные воры и т.д.). На идеологию преступного мира и, естественно, на формирование взглядов и жизненных позиции членов мафиозных структур огромное влияние оказывает сравнительно немногочисленная, но авторитетная, имеющая глубокие корни в преступной среде, корпорация "воров в законе", составляющая ядро организованной преступности.

Многие "воры в законе" "вросли" в "элиту" международной преступности, о чем свидетельствуют их устойчивые связи с лидерами преступного мира других стран. Управление сообществами осуществляется с помощью воровских сходок, а воздействие на уголовную среду -посредством специально выделенных лиц и воровских обращений. "Вором в законе" может считаться лишь преступник, имеющий судимости, авторитет в криминальной среде, принятый в сообщество на специальной "сходке".
Одной из опасных тенденций в деятельности сообщества "воров в законе" является планомерная работа по установлению своего влияния на осужденных и освобожденных из ИУ. Делается это и непосредственно, и с помощью обращений, подкупа, угроз, терроризирования осужденных, и путем направления специальных эмиссаров, которым выдаются "мандаты" с полномочиями. Так подавляется воля к сопротивлению вставших на путь исправления, локализуются источники информации об организованной преступности. Лидеры организуют распространение ложных слухов в отношении осужденных, вставших на путь исправления, "обрабатывают" вновь прибывших в зону осужденных, искаженно толкуют исправительно-трудовые законы и правила отбывания наказания.

Модернизированная, обогащенная международным опытом субкультура "воров в законе", насаждавшееся ими построение отношений по горизонтали и вертикали, "активная оборона" стали характерными для жизнедеятельности структур организованной преступности.

В преступной среде постоянно формируются резервы организованной преступности. В ее структуры попадают в зависимости от преступного опыта, личных качеств, связей и лидеры, и начинающие преступники, прошедшие "школу" в молодежных и даже подростковых группах антиобщественной направленности, в местах лишения свободы. Так называемые "территориальные" формирования с антиобщественной направленностью, а по существу, организованные преступные формирования подростков и молодежи, во многих случаях действуют под контролем представителей организованно-криминальной среды.

Анализ оперативной информации и следственная практика показывают, что в конце 90-х годов российская организованная преступность вышла на качественно новый уровень.

Участвуя в рыночных отношениях своими легальными коммерческими предприятиями, организованные преступные сообщества приобрели свойство самоорганизации. Благодаря этому многократно повысилась эффективность механизмов совершения крупных преступлений в отраслях экономики, а также в кредитно-финансовой сфере.
В 1997-1998 гг. в Рязанской, Самарской, Тамбовской областях и в Санкт-Петербурге правоохранительные органы проводили мероприятия по ликвидации преступного сообщества "Слоны". Наряду с противоправной деятельностью сообщество занималось легальным бизнесом, выдвинув своих ставленников на управление крупными предприятиями Рязанской области (нефтеперерабатывающий и ликероводочный заводы, завод цветных металлов, мясокомбинат, объединение "Химволокно" и т.д.). Члены сообщества скупали недвижимость в Испании. Австрии, Германии. Сообщество обладало коррумпированными связями в правоохранительных и административных органах, имело четкую иерархию и структуру. В его состав входили ранее судимые лица, спортсмены, бывшие военнослужащие и курсанты училищ МВД и ВДВ. Один из руководителей сообщества был избран депутатом областной Думы. В ходе проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий раскрыта серия тяжких преступлений, совершенных членами сообщества: заказные убийства, вымогательства, факты похищения людей.

Лидеры и авторитеты преступной среды предпринимают активные действия по повышению управляемости и взаимодействия между различными преступными структурами. Делаются попытки создать механизмы учета взаимных интересов при перераспределении территорий и сфер преступной деятельности, разрешения возникающих конфликтов договорным путем. Разрабатываются плановые документы организации деятельности преступных формирований, совершенствуются их структурное построение и финансовое обеспечение, способы и методы воздействия на местные органы власти и управления.

В 1997 г. Прокуратура Томской области возбудила уголовное дело по организации преступного сообщества в отношении авторитета преступной среды Б. При обыске у него изъяты программные документы по созданию "...организации, которая способна подчинить весь криминальный мир и все теневые структуры". В документе изложен план создания преступной организации. Причем 1-й этап обозначается как самый трудный и тяжелый, в процессе которого "враги и противники обязаны исчезнуть..." Обусловлена и необходимость такой постановки вопроса: "свою безжалостность по отношению ко всем, кто не с нами, мы объясним тем, что только так мы сможем победить правоохранительные органы...", "...только мощная, хорошо организованная, четко действующая организация способна противостоять госаппарату". Даны характеристики претендентам на руководящие роли, предусмотрены техническое оснащение, средства связи, боевики, оружие. Особая роль отводилась работе с молодежью, из числа которых рекомендуется подбирать исполнителей. Определялись способы и методы собирания сведений о коммерческих структурах и тактика последующего вымогательства.

Отмечается стремление лидеров организованных преступных групп и сообществ к продвижению своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти различного уровня, созданию общественных объединений, через которые они могли бы обеспечивать свои интересы.

Наглядным примером может служить ситуация, сложившаяся в начале 1997 года в г. Златоусте Челябинской области, где местный преступный "авторитет" М" опираясь на созданное им организованное сообщество, путем подкупа избирателен (бесплатная раздача водки и продуктов) был избран депутатом Законодательного собрания области. Преступное сообщество полностью контролировало ликеро-водочную промышленность, предпринимало попытки монополизировать металлургическую промышленность. Значительные денежные средства преступного сообщества, полученные в результаты уклонения от уплаты налогов, таможенных пошлин, невозвращения из-за рубежа средств в иностранной валюте - около 35 млн долл. США, были вложены в недвижимость в Испании. Было организовано противодействие органам внутренних дел и прокуратуре, давление па всю систему власти области, вплоть до угроз физического устранения. Прибегнув к видимости благотворительной деятельности (создание независимого профсоюза работников скорой помощи, раздача бесплатных лекарств и т.п.), М. начал свою предвыборную кампанию по избранию депутатом Государственной Думы.

Для ликвидации преступного сообщества М., по распоряжению Правительства России была создана оперативно-следственная группа из сотрудников МВД, ГНС, ФСНП, ВЭК и КРУ Минфина России, в результате работы которой М. был привлечен к уголовной ответственности вместе с другими членами преступного сообщества.

Гость
Полезные ссылки:
Красивые заставки

Jennifer Lopez - Дженнифер Лопез

Jennifer Lopez - Дженнифер Лопез
Copyright X-COM Company © 2011

Rambler's Top100